Виды административно-правовых норм. Классификация административно-правовых отношений Классификация административно правовых норм содержащихся в регламентах

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по своему юридическому содержанию.

Существуют различные критерии их классификации. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они

юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность

участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику

государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т. п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие

позитивные стороны повседневной деятельности по управлению, прежде всего,

практической работы аппарата управления, можно выделить в особую группу -

административно-процедурные нормы. Это, например, нормы, содержащиеся в

утвержденном Правительством РФ 18 июня 1998 г. Регламенте заседаний Правительства, определяющем основы формирования их плана, порядок их подготовки и проведения, оформления принятых решений в редакции от 5 октября 2000 г.

Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные

административно-правовые нормы.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в

зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношений. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть предписывающие в предусмотренных данной нормой

условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ;

По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта

государственно-управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

1 См. САПП РФ. 1993. № 5. Ст. 398; СЗ РФ. 2000. № 41. Ст. 4091.

Б) запрещающие, то есть предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения.

в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов

свидетельствует о наличии иного "рычага" юридического воздействия, а именно - разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.

Конкретное юридическое содержание уполномочивающих (дозволительных)

административно-правовых норм зависит от особенностей их адресата.

Так, гражданину предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы,

связанные с практической реализацией его субъективных прав в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностного лица и т. п.).

Если адресатом административно-правовых норм являются исполнительные органы

(должностные лица), ситуация, не изменяясь по существу, приобретает особую юридическую окраску. Указанные субъекты самостоятельно выбирают определенный вариант поведения из числа предлагаемых правовой нормой

в) стимулирующие (поощрительные) нормы обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений. Удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию. Обычно их связывают с использованием в процессе реализации исполнительной власти так называемых экономических рычагов (методов) управления. Например, чаще всего в таком аспекте говорится об установлении налоговых и иных льгот, освобождении от налогообложения, применении

льготного кредитования и т. п.;

г) рекомендательные нормы. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований, а также федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации и др. Такого рода рекомендации не содержат в себе прямо выраженных предписаний, а дают возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач. По своей сути они близки к содержанию административно-дозволительных норм, хотя и не лишены определенных элементов авторитарности.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по

адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных

звеньев аппарата государственного управления;

б) административно-правовой статус государственных служащих - работников

управленческого аппарата;

в) ключевые вопросы организации и деятельности государственных предприятий и

учреждений;

г) административно-правовой статус общественных объединений;

д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур,

включая частные;

е) административно-правовой статус граждан.

С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы по

своему масштабу подразделяются на общефедералъные, а также устанавливаемые

субъектами Федерации (республиканские, территориальные или региональные и т. п.). По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.


Похожая информация.


Для того чтобы понять назначение, сущность и особенности административно – правовых норм, а также для того чтобы отметить их перспективы развития и при необходимости предложить соответствующие изменения, необходимо понимать и знать их типологию.

Замечание 1

Административно – правовые нормы могут быть разделены в зависимости от предмета, которые подвергается регулированию, а также в зависимости от формы предписания. От субъекта регулирования и соответствующего метода. Также выделяют типологические признаки административно – правовых норм в зависимости от формы предписаний.

Типология регулирования административно – правовых норм

Невероятно популярной и распространенной типологией классификации административно – правовых норм считается классификация по предмету регулирования. Нормы делятся на два типа:

  • Материальные . Как правило, они закрепляют административно – правовой статус всех участников правоотношений. Стоит отметить, что на этом же этапе происходит фиксация прав и обязанностей, а также в некоторых случаях и возникшей ответственности. Материальная классификация также устанавливает порядок, который отражает взаимодействие между всеми органами исполнительной власти и управленческого процесса. Наиболее яркими примерами становятся запросы граждан, которые касаются полномочий органов исполнительной власти.
  • Процессуальные . Данная классификация позволяет только установить определенный порядок, и в последующем урегулировать процессе общего государственного управления. Здесь речь может идти о порядке приема в военнослужащие ряды с применением определенной ответственности за совершение каких – либо поступков административного типа. Процессуальная классификация служит, прежде всего, для процессов, которые направлены на реализацию материальных норм. Предписания – это вторая большая группа, в которую входят самые разные административные права. Здесь можно выделить также две основные подгруппы: диспозитивные и императивные.

Императивные несут в себе определенный обязывающий характер, и говорят об отсутствии свободы воли каждого участника в созданных правовых отношениях и процессах их управления.

Административное право и предмет регулирования

В зависимости от предмета регулирования можно классифицировать следующие административные права и административно – правовые нормы:

  • Обязывающие нормы . В эту группу входят императивные предписания, которые используются для участников конкретных отношений. Стоит понимать, что лицо обязано совершать все действия, которые установлены на законодательном уровне.
  • Управомочивающие нормы . Такие нормы не содержат никаких запретов. Например, здесь полностью отсутствует запрет на совершение определенных действий, но не обязывает к их выполнению.
  • Запрещающие нормы . Такие нормы, как правило, предусматривают запреты на самые разные поведения общества и могут быть привлечены к конкретной ответственности. Запреты в этом случае могут быть специальными или общими.
  • Стимулирующие нормы . Здесь имеются в виду варианты поощрения всех участников, которые присутствуют в правовых отношениях. Кроме того, может быть использован и рекомендательный характер.
  • Рекомендательные нормы .

В литературе существуют различные классификации административно-правовых норм. Как отмечается в различных трудах по административному праву, наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов административно-правовых норм: материальные и процессуальные. Главная особенность административно-правовых норм состоит в том, что они в юридическом порядке закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность субъектов регулируемых административным правом общественных отношений, часто именуемых управленческими отношениями. В материальных нормах находит свое проявление тот правовой режим, в рамках которого призвана функционировать система исполнительной власти. Такие административно-правовые нормы устанавливают статус органов исполнительной власти, их структуру, компетенцию, организационные формы деятельности, основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и гражданина, контроль за органами исполнительной власти и их ответственность перед гражданином и обществом, взаимосвязь с различного рода объектами, а также органами исполнительной власти различных видов и уровней.

К числу процессуальных административно-правовых обычно относят нормы, регламентирующие динамику функционирования органов исполнительной власти, связанные с ней и обусловленные ею отношения. Процессуальные административно-правовые нормы не всегда имеют четкие рамки и границы, однозначно определяющие их процедурно-процессуальный характер, что на практике затрудняет разграничение материальных и процессуальных прав. Например, нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан, имеют аспекты не только процессуального, но и материального административного права. Примерно тоже можно сказать о правовых нормах статуса конкурса на замещение должности в федеральных органах исполнительной власти и порядке его проведения. В этом случае в единое целое смыкаются статутные и процессуальные административно-правовые нормы. Главная особенность процессуальных частей подобных административно-правовых норм, или «частное» процессуальных административно-правовых норм, состоит в определении порядка (процедуры) реализации, установленного нормами материального административного права в рамках регулируемых отношений. Подчеркнутые выше взаимная зависимость и связь материальной и процессуальной частей многих административно-правовых норм серьезно затрудняют организационно-правовое обеспечение части, именуемой административным процессом. Помимо данного общего деления, существуют также административно - юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения различного рода административно-правовых споров. Административно-процессуальные нормы, регламентирующие многие позитивные стороны деятельности по управлению, именуются административно - процедурными. Это, например, нормы, определяющие порядок деятельности Правительства РФ (регламент), регламенты других органов исполнительной власти, правила подготовки заседаний, оформления принятых решений. Грань в таких случаях между административно-процессуальными и административно-процедурными нормами еще менее заметна. Иногда выделяют регулятивные и правоохранительные административно-правовые нормы. Но ведь правоохранительные нормы, независимо от их особенностей, обладают качествами регулятора соответствующих отношений.

Более важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе указанного критерия можно выделить следующие виды административно-правовых норм:

  • 1) обязывающие, т.е. предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Веления, которые содержатся в такого рода административно-правовых нормах, могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу либо переводе на другую должность администрация обязана издать приказ; создающиеся общественные или коммерческие объединения должны пройти регистрацию; ряд органов, учреждений и организаций, чтобы иметь право на занятие определенной деятельностью, должны вначале получить лицензию от соответствующей инстанции (органа), дающую право заниматься указанной деятельностью;
  • 2) запрещающие административно-правовые нормы, т.е. такие, которые предусматривают запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определенных данной нормой. Запреты могут носить либо общий, либо специальный характер. Например, действие (бездействие), составляющее административное правонарушение, является общим запретом. Милиции запрещено применять специальные средства и огнестрельное оружие в отношении женщин с явными признаками беременности, граждан с признаками инвалидности; должностным лицам таможенных органов (разновидность органов исполнительной власти) запрещается применять огнестрельное оружие в отношений женщин, граждан с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного, группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью работников таможенных органов РФ, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние люди (ст. 427 ТК PФ). Статья 427 ТК РФ. Защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации

Перечисленные выше нормы - запреты специального характера;

3) уполномочивающие или дозволительные административно-правовые нормы. В этих нормах, разнообразных по наименованию, выражается предусмотренная административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Нет прямых предписаний, как и запретов. Однако норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного средства юридического воздействия, а именно - разрешения. Дозволение фактически означает разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия. Поэтому в административно-правовой литературе дозволительные нормы соответственно могут характеризоваться как разрешительные.

Помимо перечисленных и кратко охарактеризованных видов административно-правовых норм, существуют стимулирующие (поощрительные) нормы и рекомендательные.

Первые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых общественных отношений. В литературе отмечается: удельный вес подобного рода административно-правовых норм имеет тенденцию к возрастанию, что связывается с использованием в процессе реализации исполнительной власти экономических рычагов (методов). Именно в таком аспекте говорится об установлении налоговых, таможенных и иных льгот, освобождении от налогового обложения, применении льготного кредитования.

Особенность вторых состоит в том, что даваемые ими рекомендации, как правило, не имеют юридически обязательного характера.

Таким образом, наиболее общей классификацией административно-правовых норм является деление их на материальные и процессуальные. Однако также важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. На основе данного критерия выделяют обязывающие, запрещающие и уполномочивающие административно-правовые нормы. Кроме того также выделяют стимулирующие и рекомендательные административно-правовые нормы.

1. По конкретному содержанию, регулированию общественных отношений. Нормы делятся: на общие - регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер, отраслей); особенные - регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления.

2. По предмету регулирования.

Материальные - нормы, юридически закрепляют права и обязанности, ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом.

Процессуальные - нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации госуправления и регламентирующие управленческие отношения.*

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права можно увидеть в ФЗ "О системе государственной службы РФ" от 27 мая 2003 г. он определяет гос. службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий госоргана, условия поступления на госслужбу. Эти нормы дают возможность приобретения гражданами РФ статуса госслужащего (статичность, материальность). Нормы, порядок поступления на госслужбу и ее прохождения содержат процессуальные нормы.

3. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:

а). Обязывающие - нормы, предписывающие совершать определенные действия. Могут быть содержать обязательное предписание. Например, при приеме на работу в госучреждение администрация обязана издать приказ; возникающее объединение обязано пройти регистрацию.

б). Запрещающие - нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить

Попова Л.Л. Административное право учебник под ред. изд-е 2-е, пер. и доп., М., Юристъ, 2005. -512с.*

общий или специальный характер. Например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия полицией в отношении женщин и несовершеннолетних;

в). Дозволительные - нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению. Отсутствуют прямые предписания и запреты.

г). Стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т. д.);

д). Рекомендательные - нормы, содержат советы по поводу каких-либо действий, носят рекомендательный характер. Рекомендации, не имеют юридически обязательного характера, чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям.

4. По адресату отмечают нормы, регламентирующие: отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур; организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т. е. различных звеньев аппарата госуправления; вопросы организации и деятельности госпредприятий и учреждений; административно-правовой статус госслужащих, работников управленческого аппарата; административно-правовой статус общественных объединений и граждан.

5. В зависимости от предела действия административно-правовые нормы бывают:

а) соответственно территориальному масштабу:

территориальные - действующие в границах государства, государственно-территориальных образований (например, нормы КоАП - общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории);

межтерриториальные - нормы, действующие в границах нескольких государственно-территориальных (административно-территориальных) образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);

б) по действию во времени: срочные - нормы, для которых определен срок действия; бессрочные - нормы без указания срока действия, т. е. до официальной отмены компетентным органом;

в) по кругу лиц: нормы, действие с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями); нормы, действие с распространением устанавливаемых правил, на всех граждан, на отдельные их группы (льготы в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы подразделяются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами Федерации.

Реализация административно-правовых норм - правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Существуют четыре формы реализации норм административного права: 1) соблюдение; 2) исполнение; 3) использование; 4) применение.

Исполнение - точное следование участников регулируемых управленческих отношений тем юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые в них содержатся. Субъектами данного варианта реализации административно-правовых норм являются все участники

Новиков С.А. Административное право: Конспект лекций. - М.: "Приор-издат", 2003. - 128 с.*

управленческих отношений.

Применение выражается в издании полномочным органом индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм. Эти акты издаются в процессе решения конкретного дела (например, приказ о назначении на должность).

Использование состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Соблюдение административно-правовых норм состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Оно может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно - правовые отношения.

Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность, обоснованность, целесообразность, научная организация правоприменительной деятельности.

Источники административного права - юридические акты различных госорганов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

К источникам административно-правовых норм относятся:

1. Акты федеральных органов подразделяются на Законы РФ и подзаконные федеральные акты.

Законы РФ: а) Конституция РФ, обладает высшей юридической силой и является базой текущего законодательства (ст. 22, 24-25, 27, 30-35, 71-73, 77, 110-117); б) акты Федерального Собрания РФ: федеральные конституционные законы - основные законы, нормы, устанавливающие систему органов госуправления, определяют круг прав и обязанностей граждан и общественных организаций; федеральные законы, издаваемые в порядке текущего законодательства, регулируют различные стороны общественной и хозяйственной жизни; акты Федерального Собрания (декларации, постановления и др.).

Подзаконные федеральные акты: указы, распоряжения Президента РФ; постановления, распоряжения Правительства РФ; нормативные акты министерств и др. центральных органов; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

2. Акты субъектов РФ подразделяются на Законы и подзаконные акты субъектов Федерации.

Законы субъектов Федерации: конституции, уставы субъектов Федерации; законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов РФ: указы, распоряжения президентов (губернаторов); постановления, распоряжения правительств субъектов Федерации; приказы, постановления министерств субъектов Федерации; приказы, постановления иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов Федерации.

3. Акты ОМСУ - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов ОМСУ: распоряжения и решения.

4. Международные акты, которыми регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля.*

административный право здоровье охрана

2. Управление в области здравоохранения

Принципы охраны здоровья граждан, понятие охраны здоровья, государственная, частная, муниципальная системы здравоохранения, полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, полномочия органов исполнительной власти субъектов в области здравоохранения, полномочия ОМСУ в сфере здравоохранения, систему органов исполнительной власти в сфере здравоохранения - их основные полномочия, права, компетенция, Минздравсоц. развития, Рорспотребнадзор, Росздравнадзор, ФМБА, ФОМС, Министерство здравоохранения Новосибирской области.

Охрана здоровья граждан - важнейшая задача государства. Охрана здоровья людей - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждому человеку, поддержание его активной долголетней жизни.*

Основные понятия о здравоохранении содержатся в ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” ст.2.

В России здоровье людей охраняется Конституцией РФ ст. 7. Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.**

В ст.4 изложены основные принципы охраны здоровья, которыми являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами госгарантий; приоритет интересов пациента при оказании медпомощи; приоритет охраны здоровья детей; соцзащищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов госвласти и ОМСУ, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в оказании медпомощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья; соблюдение врачебной тайны.*

административный право трудовой спор

Существуют различные виды административно-правовых норм (см. рис. 2.1.). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.

Рис.2.1.

Существуют различные критерии классификации административно-правовых форм. Наиболее общий характер имеет выделение двух основных видов этих норм: материальные и процессуальные.

Материальные административно-правовые нормы характеризуются тем, что они юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина; нормы, определяющие основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти и т.п. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов исполнительной власти и различного рода объектов управления, их взаимные юридические возможности.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют динамику государственного управления и связанных с ним управленческих отношений. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан; порядок производства по делам об административных правонарушениях и т.п. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений.

Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. В ее основе тот или иной вариант метода административно-правового регулирования управленческих общественных отношении. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть, предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Содержащиеся в такого рода нормах веления могут быть выражены как обязательное предписание. Например, при приеме на работу в государственное учреждение администрация обязана издать приказ; при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение тридцати дней; возникающее общественное или коммерческое объединение обязано пройти регистрацию в органах юстиции; при проникновении в жилище против воли проживающих в нем граждан милиция обязана в течение 24 часов уведомить об этом прокурора и т.п.

В настоящее время управленческая практика исходит из необходимости резкого сокращения прямых предписаний. Обойтись же без них реальный механизм государственного управления объективно нее может. Нельзя забывать и о том, что само правовое регулирование н своем ведущем проявлении сводится именно к правовым предписаниям, характер которых может быть различным.

В частности это выражается в том, что многие обязывающие (или предписывающие) административно-правовые нормы формулируются не в виде прямых обязательных предписаний, а лишь как определение общих или По существу, такого рода нормами определяются основы компетенции субъекта государственно-управленческой деятельности. Применительно к гражданам закрепляемые нормой административного права их общие обязанности являются элементом их административно-правового статуса;

  • б) запрещающие, то есть, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий либо специальный характер. Например, общим является запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения. Милиции запрещено применение специальных средств и огнестрельного оружия в отношении женщин (с явными признаками беременности), лиц с явными признаками инвалидности и малолетних (несовершеннолетних) и т.п. Это -- специальный запрет;
  • в) уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы. Объединяет эти разнообразные по наименованию нормы то, что в них выражается предусматриваемая административно-правовой нормой возможность адресата действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Но норма создает определенный правовой режим, в рамках которого участники регулируемых управленческих отношений действуют не произвольно, а подчиняясь указанному режиму. Отсутствие предписаний и запретов свидетельствует о наличии иного «рычага» юридического воздействия, а именно -- разрешения. Фактически дозволение суть разрешение данной нормой в данных условиях совершать либо не совершать данные действия; дозволительные нормы, соответственно, могут характеризоваться как разрешительные.
  • г) стимулирующие - обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должного поведения участников регулируемых управленческих отношений. Например: установление налоговых льгот.
  • д) рекомендательные - носят рекомендательный характер. Например, регулирование взаимоотношения субъектов исполнительной власти и негосударственных образований. Природа их отличается своеобразием, ибо рекомендации, как правило, не имеют юридически-обязательного характера. Поэтому они чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований.

Административно-правовые нормы классифицируются и по иным критериям. Так, по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие:

  • а) организацию и деятельность механизма исполнительной власти, т.е. различных звеньев аппарата государственного управления;
  • б) административно-правовой статус государственных служащих -- работников управленческого аппарата;
  • в) ключевые вопросы организации и деятельности и государственных предприятий и учреждений;
  • г) административно-правовой статус общественных объединений;
  • д) отдельные стороны функционирования различного рода коммерческих структур, включая частные;
  • е) административно-правовой статус граждан,
  • 1. закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;
  • 2. определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;
  • 3. устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;
  • 4. регулирующие административно-процессуальную деятельность;
  • 5. обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;
  • 6. определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.
  • а) общие - регулирующие общие отношения общего характера для всех отраслей и сфер;
  • б) особенные - регулирующие общие отношения в конкретной сфере управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

С учетом федеративного устройства России административно правовые нормы по своему масштабу подразделяются на:

  • - общефедеральные,
  • - устанавливаемые субъектами федерации (республиканские, территориальные или региональные и т.п.).
  • - По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть:
  • - общи ми,
  • - межотраслевыми,
  • - отраслевыми,
  • - местными.

Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.

Похожие публикации