Экспериментальный полёт «Аполлон-Союз». Пилотируемые космические полеты: история

(Из приветственного слова к экипажам космических кораблей «Союз» и «Аполлон» генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева)

Советско-американский космический полёт «Союз» - «Аполлон» (ЭПАС) стал важным событием в истории мировой космонавтики. В период разрядки международной напряженности в 1972-1975 гг. СССР и США запустили первую совместную космическую пилотируемую программу.

Исторические предпосылки

Контакты между советскими и американскими учёными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время эти контакты сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах. Первое двустороннее соглашение между Академией наук СССР и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было заключено 8 июня 1962 года. Однако сотрудничество в 60-х годах было ограниченным и не соответствовало масштабам национальных космических программ двух великих держав. Тем не менее, оно создало основу для расширения, как взаимных контактов, так и для совместных исследований и экспериментов в освоении космоса.

Первые шаги к сотрудничеству

Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970 – 1971 годах, когда состоялся ряд встреч учёных и технических специалистов обеих стран. Первая такая встреча по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций проходила в Москве 26 – 27 октября 1970 года. Возглавлял советскую делегацию председатель Совета «Интеркосмос» при Академии наук СССР академик Б.Н.Петров, американскую – директор Центра пилотируемых космических полётов НАСА (ныне Космический центр имени Л.Джонсона) доктор Р.Гилрут. Тогда же были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Следующие встречи советских и американских специалистов состоялись в июне и ноябре 1971 года в Москве и Хьюстоне. Делегации по-прежнему возглавляли Б.Н.Петров и Р.Гилрут. На встречах были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств, а также рассмотрена возможность осуществления в середине 70-х годов пилотируемых полётов на существующих космических кораблях для испытания создаваемых средств сближения и стыковки.

Начало практических действий

Практическое начало экспериментальному проекту «Союз – Аполлон» было положено 6 апреля 1972 года «Итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США».

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин и президент США Р.Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» . В этом Соглашении, в частности, в третьей статье записано:

  • «Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полётов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полёт для испытания таких средств, предусматривающий стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».

Соглашение определяло развитие сотрудничества и по другим направлениям, таким как космическая метеорология, изучение природной среды, исследование околоземного космического пространства, Луны и планет, космическая биология и медицина. Однако центральное место занимал совместный полёт пилотируемых космических кораблей.

Рабочие встречи специалистов

На очередной встрече советских и американских специалистов, которая состоялась в Хьюстоне 6–18 июля 1972 года, был намечен план полёта кораблей «Союз» и «Аполлон» в 1975 году. Первым стартует корабль «Союз» с двумя космонавтами, примерно через 7,5 часа стартует корабль «Аполлон» с тремя астронавтами. Через сутки (окончательный вариант – через двое суток) после старта корабля «Аполлон» производятся сближение и стыковка. Длительность полёта кораблей в состыкованном состоянии – около двух суток.

Схема полёта космических кораблей «Союз» и «Аполлон»

Тип стыковочного устройства – андрогинный. С целью определения объёма работ, их выполнения и координации было создано пять рабочих групп по следующим направлениям совместной деятельности:

  1. Общая увязка проекта и программа проведения полёта (руководители: от СССР – В.А.Тимченко; от США – П.Франк).
  2. Управление движением (руководители: от СССР – В.П. Легостаев; от США – Д. Читем, Г. Смит).
  3. Конструкция стыковочного устройства (руководители: от СССР – В.С.Сыромятников; от США – Д.Уэйд, Р.Уайт).
  4. Связь и слежение (руководители: от СССР – Б.В.Никитин; от США – Р.Дитц).
  5. Обеспечение жизнедеятельности и переходов экипажей (руководители: от СССР – И.В.Лавров, Ю.С. Долгополов; от США – Р.Смайли, У.Гай).

Для обеспечения необходимого уровня совместимости взаимодействующих систем и оборудования каждой рабочей группой были установлены сроки и объём проведения основных работ по своим направлениям, включая требования к взаимодействующим системам, состав и сроки испытаний, определён необходимый объём документации.

Встречи советско-американских рабочих групп состоялись в Москве 9–19 октября 1972 года. Возглавляли эти группы технические директора проекта ЭПАС Константин Давыдович Бушуев, член-корреспондент АН СССР, и доктор Гленн С.Ланни (НАСА). В состав рабочих групп были включены советский космонавт Алексей Станиславович Елисеев и американский астронавт Томас Стаффорд. Определена дата начала полёта 15 июля 1975 года .

Центр управления полётами ЦНИИмаш – первая открытая организация в ракетно-космической отрасли страны

Для обеспечения реализации проекта ЭПАС 5 января 1973 года выходит постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 25-8, в котором выражается согласие с предложением Министерства общего машиностроения СССР и АН СССР об образовании на базе Координационно-вычислительного центра (КВЦ) ЦНИИ машиностроения Советского центра управления полётом (СЦУП) с новым комплексом технических средств. В виде исключения постановление разрешало допуск в СЦУП американских специалистов, участвующих в подготовке и проведении совместного космического эксперимента.

Во исполнение этого постановления были выпущены приказы министра общего машиностроения СССР № 13 от 12 января 1973 года и директора ЦНИИ машиностроения № 2 от 25 января 1973 года об организации работ по обеспечению экспериментального полёта космических кораблей «Союз» и «Аполлон» и созданию на базе КВЦ советского ЦУПа по управлению полётом корабля «Союз», модернизированного для проекта ЭПАС.

Таким образом, ЦУП ЦНИИмаш стал первой открытой организацией в ракетно-космической отрасли страны.

Персональная ответственность за подготовку ЦУП к работам по программе ЭПАС и информирование общественности об этих работах была возложена на директора ЦНИИмаш Юрия Александровича Мозжорина (). Иностранным специалистам его представляли как директора Советского центра управления полётом. Начальник ЦУП Альберт Васильевич Милицин при этом назывался заместителем директора Центра.

Экипажи корабля «Аполлон»

В марте 1973 года НАСА объявило состав основного и дублирующего экипажей корабля «Аполлон»:

основной экипаж – Томас Пэттен Стаффорд (Thomas Patten Stafford), Вэнс Дево Бранд (Vance Devoe Brand) и Дональд Кент Слейтон (Donald Kent Slayton);

дублирующий экипаж – Алан Лаверн Бин (Alan Lavern Bean), Рональд Эллвин Эванс (Ronald Ellwin Evans) и Джек Роберт Лусма (Jack Robert Lousma).

Управление космическими кораблями

Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП.

Для выбора последовательности запуска кораблей (первым стартует «Союз», затем – «Аполлон») учитывалось, что участок выведения корабля «Союз» проходит над населённой территорией СССР. Поскольку ступени ракеты-носителя (РН) падают на Землю, азимут запуска и программа выведения строго увязаны с расположением населённых пунктов. Так как плоскости орбит должны совпадать, то при наличии разбросов параметров орбиты первого корабля совмещение плоскостей орбит можно произвести изменением азимута запуска второго корабля. Участок выведения корабля «Аполлон» проходит над океаном, и это позволяет вносить необходимые коррективы. Кроме того, учитывались условия посадки кораблей в случае задержки старта и некоторые другие соображения.

СССР готовил к совместному полёту два корабля «Союз». Запуск второго корабля состоялся бы в случае:

  • аварийной ситуации, требующей досрочной посадки корабля «Союз» до стыковки его с кораблём «Аполлон»;
  • невывода корабля «Аполлон» на орбиту в течение пяти суток полёта корабля «Союз».

При сближении на орбите активная роль отводилась кораблю «Аполлон».

Схема стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон»

Советская сторона высказала предложение об изменении состава атмосферы в корабле «Союз» для облегчения операций по переходу в корабль «Аполлон». В кораблях «Союз» использовалась обычная земная атмосфера и по составу, и по давлению, американцы в программе «Аполлон» с целью снижения массовых характеристик предпочли кислородную атмосферу при давлении около 260 мм рт. ст. Предложение советской стороны облегчало, но не снимало проблемы переходов членов экипажей из корабля в корабль при такой существенной разнице в атмосферах кораблей. Для окончательного решения проблемы специалистам НАСА потребовалось разработать и создать стыковочный модуль, который одновременно играл роль шлюзового отсека при выполнении этих операций.

Экипажи корабля «Союз»

В мае 1973 года были определены экипажи корабля «Союз»:

  • первый экипаж – Леонов Алексей Архипович и Кубасов Валерий Николаевич;
  • второй экипаж – Филипченко Анатолий Васильевич и Рукавишников Николай Николаевич;
  • третий экипаж – Джанибеков Владимир Александрович и Андреев Борис Дмитриевич;
  • четвёртый экипаж – Романенко Юрий Викторович и Иванченков Александр Сергеевич.

Встречи российских и американских специалистов

18 октября 1973 года в Москве состоялась встреча учёных и специалистов СССР и США с советскими и американскими журналистами. Во встрече принимали участие руководители полёта Алексей Станиславович Елисеев (СССР) и Пит Франк (США).

В проекте «Союз» – «Аполлон» Баллистический центр (БЦ) ЦНИИ машиностроения, возглавляемый Игорем Константиновичем Бажиновым, впервые становится головным по пилотируемым программам. До этого он исполнял роль дублирующего Центра, а головным был БЦ НИИ-4 Министерства обороны. И.К.Бажинов назначается заместителем руководителя полёта корабля «Союз» по баллистическому обеспечению.

Тренировки экипажей

В ноябре 1973 года в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина прошли первые тренировки полных составов всех экипажей, объявленных для совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон».

Эмблема

В марте 1974 года АН СССР и НАСА США утвердили эмблему совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон».

Хроника событий проекта

В 1974 году советский ЦУП на практике показал себя полноценным Центром, способным решать все задачи,связанные с управлением полётов космических аппаратов. Первыми аппаратами, управление которыми полностью осуществлялось из ЦУПа ЦНИИмаш, стали беспилотные корабли «Союз», модернизированные для программы ЭПАС. Они проходили лётно-конструкторские испытания под названием искусственных спутников Земли «Космос-638» и «Космос-672». Потом была генеральная репетиция – полёт пилотируемого корабля «Союз-16».

В соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту с 2 по 8 декабря 1974 года был осуществлён полёт модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем – Анатолий Васильевич Филипченко (командир) и Николай Николаевич Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полёта проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 мм рт. ст.), испытания автоматики и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 километров и др.

Завершающий этап проекта начался 15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон». Экипаж «Союза-19» составляли космонавты Алексей Архипович Леонов (командир) и Валерий Николаевич Кубасов (бортинженер); экипаж «Аполлона» – астронавты Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля). 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

Основные экипажи кораблей «Аполлон» и «Союз»: Д.Слейтон, Т.Стаффорд, В.Бранд, А.Леонов, В.Кубасов

Во время этого экспериментального полёта были выполнены все основные задачи программы: сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом, а также выполнены все запланированные совместные научные эксперименты. Экипаж «Союза-19» возвратился на Землю 21 июля, экипаж «Аполлона» – 25 июля.

Проект «Союз–Аполлон» вошёл в историю как важный этап на пути освоения космоса объединёнными усилиями разных стран.

Между советскими и американскими учеными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время они сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах. Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970-1971 годах, когда состоялся ряд встреч ученых и технических специалистов обеих стран. 26-27 октября 1970 года в Москве прошла первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На встрече были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Рукопожатие в космосе: программа "Союз-Аполлон" в архивных кадрах Запуск советского космического корабля "Союз-19" и американского "Аполлон" состоялся 40 лет назад, 15 июля 1975 года. Смотрите на архивных кадрах, как проходил первый совместный космический полет.

6 апреля 1972 года итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было положено практическое начало экспериментальному проекту "Аполлон-Союз" (ЭПАС).

В Москве председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали "Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях", которое предусматривало проведение в течение 1975 года стыковки советского космического корабля типа "Союз" и американского космического корабля типа "Аполлон" в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

Основными задачами программы было создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов совместного управления полетом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов.

Специально для совместного полета универсальный стыковочный узел — лепестковый или, как его еще называют, "андрогинный". Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся кораблей, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации.

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. "Аполлон" проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к "Аполлону" приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В "Союзе" из-за этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль "Аполлона" с одним оставшимся там астронавтом должен был герметизироваться.

В марте 1973 года НАСА объявило состав экипажей корабля "Аполлон". В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (Thomas Stafford), Вэнс Бранд (Vance Brand) и Дональд Слейтон (Donald Slayton), в дублирующий — Алан Бин (Alan Bean), Рональд Эванс (Ronald Evans) и Джек Лаусма (Jack Lousma). Спустя два месяца были определены экипажи корабля "Союз". Первый экипаж — Алексей Леонов и Валерий Кубасов, второй — Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, третий — Владимир Джанибеков и Борис Андреев, четвертый — Юрий Романенко и Александр Иванченков. Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП (Центр управления полетами).

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был осуществлен полет модернизированного корабля "Союз-16" с экипажем — Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности, испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения совместных научных экспериментов и др.

15 июля 1975 года запуском кораблей "Союз-19" и "Аполлон" начался завершающий этап проекта. В 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль "Аполлон" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

16 июля экипажи обоих космических кораблей занимались ремонтными работами: на "Союзе-19" была обнаружена неисправность в телевизионной системе, а на "Аполлоне" при сборке стыковочного механизма на земле была допущена ошибка. Космонавты и астронавты сумели устранить неисправности.

В это время происходили маневры и сближение двух космических кораблей. За два витка до стыковки экипаж "Союза-19" установил с помощью ручного управления орбитальную ориентацию корабля. Поддержание ее выполнялось автоматически. На участке сближения кораблей в период подготовки к каждому маневру управление обеспечивала реактивная система и цифровой автопилот "Аполлона".

17 июля в 18.14 по московскому времени (мск) началась конечная фаза сближения кораблей. "Аполлон", раньше сзади догонявший "Союз-19", вышел на 1,5 километра впереди него. Стыковка (касание) кораблей "Союз-19" и "Аполлон" была зафиксирована в 19.09 мск, обжатие стыка — в 19.12 мск. Корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

После грубой проверки герметичности в корабле "Союз-19" был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и начата точная проверка герметичности. Затем тоннель между стыковочным модулем "Аполлона" и бытовым отсеком "Союза" был наддут до 250 миллиметров ртутного столба. Космонавты открыли люк бытового отсека "Союза". Через несколько минут был открыт люк стыковочного модуля "Аполлона".

Символическое рукопожатие командиров кораблей произошло в 22.19 мск.

Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле "Союз-19" наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъемки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства Международной авиационной федерации (ФАИ) о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед.

На следующий день был проведен второй переход — астронавт Бранд перешел в "Союз-19", а командир "Союза-19" Леонов — в стыковочный отсек "Аполлона". Члены экипажей были подробно ознакомлены с оборудованием и системами другого корабля, были проведены совместные телерепортажи и кинофотосъемки, физические упражнения и др. Позже были совершены еще два перехода.

На борту кораблей "Союз" и "Аполлон" состоялась первая в мире международная пресс-конференция в космосе, во время которой космонавты и астронавты ответили по радио на вопросы корреспондентов, передаваемые с Земли из советского и американского пресс-центров.

Полет космических кораблей в состыкованном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд.

Корабли расстыковались в 19 июля в 15.03 мск. Затем "Аполлон" отошел на 200 метров от "Союза-19". После проведения эксперимента

"Искусственное солнечное затмение" космические корабли опять сблизились. Произошла вторая (тестовая) стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат "Союза-19". Стыковочное устройство сработало без замечаний. После проведения всех проверок в 18.26 мск началось расхождение космических кораблей. Второй раз в состыкованном состоянии корабли находились два часа 52 минуты 33 секунды.

По завершении совместной и собственных программ полета экипаж "Союза-19" успешно совершил посадку 21 июля 1975 года вблизи города Аркалык в Казахстане, а 25 июля приводнился в Тихом океане командный модуль корабля "Аполлон". При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб.

Полет подтвердил правильность технических решений по обеспечению совместимости средств сближения и стыковки будущих пилотируемых космических кораблей и станций.

Сегодня стыковочными системами, разработанными для космических кораблей "Союз-19" и Аполлон", пользуются практически все участники космических полетов.

Успех программы во многом был обусловлен большим опытом экипажей американского и советского кораблей.

Опыт успешного осуществления программы "Союз-Аполлон" послужил хорошей основой для проведения в последующем международных космических полетов по программе "Мир"-Shuttle, а также для создания с участием многих государств мира и совместной эксплуатации Международной космической станции (МКС).

известия : Алексей Архипович, совместный полет был проведен вскоре после того, как США и СССР закрыли свои лунные программы. Правда, Америке Луна принесла яркий космический триумф, а мы даже от Земли оторваться не смогли. Советская лунная программа была строго секретной, а вы были командиром лунного экипажа. Кому во враждебной атмосфере пришла в голову идея программы "Союз" - "Аполлон"? И как лично вы чувствовали себя рядом с астронавтами, перегнавшими вас в лунной гонке?

Алексей Леонов : Идея совместного полета пришла в голову президенту Никсону, который сказал об этом советскому премьеру Косыгину. Потом к обсуждению подключились директор НАСА Флетчер и президент Академии наук Келдыш. Помимо политического значения, у программы была техническая цель. Мы летали в космос давно, но в случае аварии на орбите помочь друг другу не могли. Необходимо было разработать стыковочные узлы и адаптировать системы радиосвязи и стыковки.

Несмотря на поражение в лунной гонке, комплекса неполноценности у нас не было. По другим программам мы были впереди - строили орбитальные станции, выходили в открытый космос, вели уникальные межпланетные исследования, по той же Луне наш робот ездил и грунт на Землю привез. Кстати, когда было принято политическое решение о совместном полете, в США провели опрос: какой экипаж был бы лучшим? Люди назвали Томаса Стаффорда и Леонова. Стаффорд, который не высаживался на Луне, но подходил к поверхности на 100 метров и нашел идеальное место для посадки, в Америке даже популярнее, чем Нил Армстронг. Хотя специалисты принимали решение об экипажах по своей логике, совпадение с голосованием было приятным и говорило, что большинство не всегда заблуждается.

Почему выбрали меня? Наверное, искали космонавта, который чаще других оказывался в критических ситуациях. Я выходил в открытый космос и сумел вернуться в корабль, несмотря на аварийную ситуацию. Наша посадка с Пашей Беляевым была аварийной, мы сели в тайге, нас долго искали. Несколько раз я был командиром на станциях, которые погибали на старте, но об этом не сообщалось. В 1971 году накануне старта из-за внезапной аллергии бортинженера наш экипаж заменили на дублеров. Это были Добровольский, Волков и Пацаев - они погибли, возвращаясь со станции "Салют". Погибли во многом из-за пропагандистской глупости и ненужной гонки с американцами, летавшими на Луну.

Научный руководитель экспедиции президент Академии наук Мстислав Келдыш был гениальный ученый, я таких не видел. Однажды на корабле отказала система ориентации и нужно было срочно скорректировать работу двигателей. Инженеры убежали считать импульс на ЭВМ, а Келдыш на пачке "Казбека" карандашом стал царапать цифры и через минуту сказал: "Двадцать метров". Инженеры через полчаса от компьютера прибегают и радостно кричит: "Подсчитали - двадцать метров!"

Леонов: Когда мы открыли люки и я за руку втянул в "Союз" сначала Стаффорда, а потом Бранда и Слейтона, у нас с Валерой Кубасовым уже был накрыт праздничный стол. И были тюбики с наклейкой "Московская водка", но там был борщ. Астронавты искренне расстроились, потому что все равно никто не поверит. Но этот розыгрыш имел продолжение. Знаменитый миллиардер Арнольд Хаммер покупал тогда в СССР дорогую водку "Столичная", которая очень ценилась в США. Как только он узнал о нашем застолье, сразу потребовал заменить "Столичную" на дешевую "Московскую", а всю разницу безвозмездно предложил оставить в СССР. Настоящая акула капитализма!

Первое наше рукопожатие в космосе состоялось, когда корабли пролетали над Эльбой, где в 1945 году встретились армии СССР и США. Это совершенно мистическое и необъяснимое совпадение, потому что все было рассчитано так, чтобы рукопожатие произошло над Москвой и было показано по телевидению.

и: После полета вы приехали в МГУ и выступали вместе со Стаффордом, причем были друг у друга переводчиками. Сейчас это не проблема, но в советскую эпоху наши офицеры языков не знали напрочь. Как вы справились?

Леонов: После войны в школе я не стал учить иностранный язык, это был патриотический вызов. В военном училище тогда языков вообще не учили. Я уже Академию Жуковского закончил и знал лишь, что во множественном числе к слову добавляется буква "сы". Некоторых космонавтов из программы убрали за неспособность к языкам. Я сказал себе: не может быть, чтобы советский командир не справился с английским. Днем и ночью с магнитофоном не расставался. Учителя у нас были очень сильные. В Америке - Алекс Татищев, правнук историка. Сейчас могу дать важный совет: главное - не бояться говорить, пусть с ошибками.

С президентом Фордом я уже разговаривал без проблем. Помню, в Белом доме он сказал: "Скучно здесь, ребята, поехали ко мне домой, пивка выпьем". У него дом на берегу Потомака. Вышли из вертолета, ему все кричат: "Привет, земляк!" Зашли в пивную, официант крошки со стола фартуком смахнул. Я был в изумлении, тогда уже Хрущева и Брежнева близко видел. Брежнев мне перед полетом говорил: "Ты, Алексей, в космосе и в Америке за весь СССР отвечаешь. Мы смотрим на тебя!"

и: Вы, полковник и коммунист, обнимались с американцами в космосе, подолгу ездили с ними по СССР и по США, выпивали с президентом и никогда слова плохого о нашем идеологическом оппоненте не сказали. Не было у вас неприятностей?

Леонов: После полета министр обороны Гречко и главком ВВС Кутахов решили исключить меня из партии. Я не знал, смеяться или плакать. Мы подарили Брежневу часы "Омега" с тремя циферблатами, которые были в космосе. На пресс-конференции Брежнев, как ребенок, радовался подарку и подмигивал мне: "Леша, хорошие часы?" Я в ответ по своему циферблату стучал - отличные часы! Но по телевизору слов не было - и маршалы решили, что я показываю Леониду Ильичу, что пора закругляться. Накануне партсобрания только Келдыш, который видел сцену своими глазами, позвонил Гречко, и это спасло мою судьбу. Надо сказать, что академик Келдыш тоже сначала смеялся, не мог в идиотизм поверить, хоть и жил всю жизнь в системе.

и: Брежнев отвечал за космическую программу еще при Хрущеве и часто бывал на Байконуре. Какие у вас личные впечатления от лидера СССР, на которого пришелся расцвет советской космонавтики?

Леонов: Первый раз я увидел Леонида Ильича из скафандра. Это был август 1964 года, когда я на Байконуре показывал Хрущеву и Брежневу скафандр, в котором предстоял выход в открытый космос. До переворота оставалась пара месяцев, но Брежнев смотрел на Хрущева влюбленно. Поначалу он был энергичен и активен. Помню, в Звездном вместе с Фиделем Кастро, перекинув пиджак через плечо, быстро ходил по лабораториям, давал дельные распоряжения. В 1978 году на приеме в Кремле Брежнев меня уже не узнал: "А ты кто такой?". Ему напомнили. Брежнев обрадовался: "Это ты в космосе кувыркался". После приема он попытался выйти из зала в окно. Его было очень жалко. И страну было жалко.

и: Судя по официальным отчетам, полет "Союз" - "Аполлон" прошел идеально, но ветераны отрасли вспоминают, что все висело на волоске.

Леонов: Когда "Союз" уже стоял на стартовом столе, отказала телевизионная система. Если бы старт отложили, американцы, которые летели несколькими часами позже, могли вообще отказаться от проекта - противников сотрудничества с русскими хватало. Главный конструктор Глушко побежал звонить в ЦК. Министр Афанасьев сказал вернувшемуся Глушко: команду на старт уже дали, обратного хода нет. Только на орбите мы получили из ЦУПа инструкции по ремонту. Но инструмента не было, что по нынешнему оснащению экипажа немыслимо. Помог охотничий нож, который я накануне купил в военторге за 5 рублей 50 копеек. Работали всю ночь. После стыковки американцы спрашивают: "Почему вы сонные?" Отвечаем: "Вы тоже носом клюете". На "Аполлоне" после старта заклинило люк, и мы могли даже не увидеть друг друга. Астронавты перебирали люк всю ночь. Ни в советских, ни даже в американских газетах о нештатных ситуациях не сообщалось.

и: Вы изъедали Америку вдоль и поперек, бывали во всех штатах. Мы похожи на американцев или совсем разные?

Леонов: Наши народы по-хорошему бесшабашны, но американцы более расчетливы. Мне кажется, мы похожи дружелюбием, хлебосольством. Знаю, со мной многие не согласятся, но у меня множество впечатлений от российской и американской провинции. Это многонациональный, открытый народ. С ними можно быть откровенным, они выслушают чужую точку зрения, отнесутся к ней с уважением.

и: Многие наши космонавты пошли в политику, у американских астронавтов это тоже не редкость. Но ваш друг Томас Стаффорд совершил исключительный шаг. Он был активным членом Демократической партии, но вышел из нее. Почему?

Леонов: После удачного завершения программы "Союз" - "Аполлон" была разработана программа "Союз" - "Шаттл". Но президентом стал Картер, а он категорически не хотел сотрудничать с русскими. Кстати, это самый непопулярный в Америке президент. И тогда Томас Стаффорд в знак протеста демонстративно вышел из демократической партии. Потом к власти пришел Рейган, и мы со Стаффордом с ним много общались. Объясняли, что "звездные войны" - только в кино хорошо, а в жизни утопия, технически неосуществимая задача. "Звездные войны" были закрыты - может быть, наши аргументы сыграли свою маленькую роль.

и: Несколько лет назад вы участвовали в скандальной передаче "К барьеру!", где противостояли генералу-антисемиту Макашову. Не было ли в вашей позиции генетической связи с программой "Союз" - "Аполлон", когда мы учились находить общий язык с теми, кто мыслит иначе?

Леонов: Меня поразило, что среди астронавтов есть негры, пусть сейчас их принято называть иначе. И среди них были толковые ребята. Сейчас НАСА возглавляет чернокожий американец, отличный специалист, он с нашими космонавтами летал. Но тогда я не мог допустить мысли, что в экипаже окажется негр. Дикость! Теперь мне стыдно за давние мысли. Космонавты по сути профессии приходят к убеждению, что все люди на планете Земля связаны едиными планетарными узами, что нас объединяет больше, чем разделяет, что границы между людьми по большому счету неразличимы. Поэтому я отправился на дуэль с антисемитом. Передача поочередно шла в нескольких часовых поясах, и по всей России - на Дальнем Востоке, на Урале - люди с огромным перевесом голосовали за меня, против антисемита Макашова. В Москве в мою поддержку прошло лишь 8% звонков. Технологии голосования, теперь я знаю, намного превзошли космические.

Пётр Образцов Стыковка на Земле


Сигареты "Союз"-"Аполлон", выпущенные на фабрике "Ява" в Москве в 1975 году в честь совместного советско-американского полета, не были первыми сигаретами из вирджинского табака на советском рынке. Американские "Филип Моррис" продавались в буфетах некоторых творческих союзов - например, в Доме композиторов. Входившие в этот союз певцы были даже уверены, что причиной такого благоволения к деятелям голосовых связок является полезность дыма вирджинского табака для горла. Пачка таких сигарет стоила фантастически дорого - 2 рубля при цене обычных советских сигарет с фильтром копеек 20. Зато "Союз"-"Аполлон" можно было купить за 70 копеек, причем в Москве довольно свободно. Эти сигареты были изготовлены из смеси вирджинского и турецкого ("Дюбек") сортов табака, причем доля вирджинского - из-за которого, собственно, эти сигареты и пользовались популярностью - постоянно изменялась в сторону уменьшения. На излете массового производства сигарет "Союз"-"Аполлон" в 1990 году эта доля приближалась к нулю, хотя другое их отличительное свойство - незатухаемость сохранилось. Объясняется это просто: бумага, а может быть, частично и сам табак были пропитаны селитрой, при нагревании выделяющей кислород. То есть для горения табака не требуется втягивание воздуха. Точно так же "работает" дымный порох, состоящий из смеси угля, серы и селитры.

Нельзя сказать, однако, что обладание "Союз"-"Аполлоном" стало признаком особого шика. Нарождающаяся буржуазия в лице фарцовщиков, торговых воров и бюрократии все равно предпочитала настоящие западные сигареты. А генеральный секретарь Леонид Брежнев вообще курил примитивные демократические "Краснопресненские" по 24 копейки. Сейчас снова стали производить "Союз"-"Аполлон", причем даже сорта "лайтс", но они мало кого интересуют.

В июле 1975, 40 лет назад, на высоте 200 километров над Землей встретились два космических корабля: "Союз" и "Аполлон". Подготовка эксперимента длилась 3 года. Для кораблей "Союз" и "Аполлон" был разработан универсальный стыковочный механизм и специальный переходный отсек. Экипажи в прямом смысле слова научились дышать одним воздухом: до этого полета единой системы жизнеобеспечения не было. Встреча на орбите стала началом на космическом комплексе "Мир", а позднее и на Международной космической станции.

1975 год, 15 июля. В нейтральном космосе состыковались два корабля "Союз" и "Аполлон". На высоте 200 километров над Землей встретились две политические системы, два разных мира.

Вот он — первый космический поезд в масштабе один к одному — связка двух совершенно разных кораблей. Именно так они выглядели в связке на орбите. Программе ЭПАС — экспериментальный полет Аполлон-Союз, суждено было стать прообразом Международной космической станции и символом сотрудничества в космосе.

Инженер по системам стыковки Виктор Павлов, руководитель управления полетами Виктор Благов и космонавт Александр Иванченков. Тогда сотни людей стали работать над важнейшим проектом, чтобы состоялась историческая встреча!

"Вместо того, чтобы заниматься холодной войной, мы занялись сотрудничеством в космосе. Я отмечу, что смелости такой набралась единственная отрасль - космическая", — вспоминает руководитель полетами Виктор Благов.

В 1972 году США и СССР договорились о создании совместных систем для спасения экипажей в космосе. На двух континентах начались разработки стыковочных узлов и адаптация систем радиосвязи.

"Конечно, была колоссальная наземная подготовка, колоссальная работа по сопряжению интерфейсов, и это все сработало", — говорит Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

Чтобы стыковка была успешной, космические корабли серьезно дорабатывали. Дело в том, что внутренняя атмосфера кораблей различалась: так американская техника и люди работали в чисто-кислородной среде, советские аппараты — на воздушно-газовых смесях, то есть в обычном воздухе.

"Сейчас американцы летают с воздухом, так же, как и мы", — рассказывает Виктор Благов.

Стыковочные узлы не подходили друг другу. Систему стыковки разработали заново. Сделали АПАС - андрогинно-периферийный агрегат стыковки.

"Системы несовместимые, системы штырь-конус. Кому быть штырем, а кому конусом - была проблема. И тут было трудно договориться. Все хотят быть активными, все хотят быть сильными, все хотят быть штырями", — объясняет Виктор Павлов, руководитель испытаний, заместитель начальника НТЦ РКК "Энергия".

15 июля 1975 года с Байконура стартовал корабль "Союз-19" с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым.

Несколько часов спустя с космодрома во Флориде взлетел "Аполлон-18" с Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

На советском корабле отказала камера цветного изображения. Это было ЧП. Впервые Москва транслировала запуск на весь мир и полет в прямом эфире. Решили провести ремонт аппаратуры уже в космосе. Не заладилось и у американцев. При перестыковке шлюзового отсека стало ясно, историческая встреча — на грани срыва. Открытию люков мешает кабель.

"Это означало, что мы состыковаться состыкуемся, а переход не получится, в шлюз мы войдем, а в "Аполлон" мы не войдем", — говорит Виктор Благов, руководитель полетами РКК "Энергия".

Стыковались на орбите дважды. Первый раз — 17 июля. Активным был узел американского корабля. Эта первая стыковка и вошла в историю.

"Открываю люк и вижу перед собой улыбающееся лицо Тома Стаффорда. Я взял его за руку, и я его втащил к себе в корабль", — вспоминает лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов.

После этого полета экипажи стали лучшими друзьями. А в 2004 году Томас Стаффорт усыновил двух российских мальчиков из детского дома. Каждый раз, встречаясь, все участники того исторического события отмечают: без стыковки "Союз-Аполлон" не было бы ни программы "Мир-Шаттл", ни МКС, ни особо доверительного отношения между российскими космонавтами и американскими астронавтами.

15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» в СССР и «Аполлон» в США начался первый в истории человечества совместный космический полет представителей разных стран.

Контакты между советскими и американскими учеными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время они сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах.

Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970-1971 годах, когда состоялся ряд встреч ученых и технических специалистов обеих стран.

26-27 октября 1970 года в Москве прошла первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На встрече были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Рукопожатие в космосе: программа Союз-Аполлон в архивных кадрах

© РИА Новости

Рукопожатие в космосе: программа «Союз-Аполлон» в архивных кадрах

6 апреля 1972 года итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было положено практическое начало экспериментальному проекту «Аполлон-Союз» (ЭПАС).

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и президент США Ричард Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях», которое предусматривало проведение в течение 1975 года стыковки советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» в открытом космосе с взаимным переходом космонавтов.

Основными задачами программы было создание перспективного универсального спасательного средства, отработка технических систем и методов совместного управления полетом, осуществление совместных научных исследований и экспериментов.

Специально для совместного полета разработали универсальный стыковочный узел - лепестковый или, как его еще называют, «андрогинный». Лепестковое соединение было одинаковым для обоих стыкующихся кораблей, что позволяло не думать о совместимости в аварийной ситуации.

Крупную проблему при стыковке кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. «Аполлон» проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба), советские же корабли летали с бортовой атмосферой, по составу и давлению близкой к земной. Для решения этой задачи к «Аполлону» приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В «Союзе» из-за этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль «Аполлона» с одним оставшимся там астронавтом должен был герметизироваться.

Союз-Аполлон

© РИА Новости, Инфографика

Миссия «Союз-Аполлон»

В марте 1973 года НАСА объявило состав экипажей корабля «Аполлон». В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (Thomas Stafford), Вэнс Бранд (Vance Brand) и Дональд Слейтон (Donald Slayton), в дублирующий - Алан Бин (Alan Bean), Рональд Эванс (Ronald Evans) и Джек Лаусма (Jack Lousma). Спустя два месяца были определены экипажи корабля «Союз». Первый экипаж - Алексей Леонов и Валерий Кубасов, второй - Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, третий - Владимир Джанибеков и Борис Андреев, четвертый - Юрий Романенко и Александр Иванченков. Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП (Центр управления полетами).

2-8 декабря 1974 года в соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту был осуществлен полет модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем - Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полета проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности, испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения совместных научных экспериментов и др.

15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон» начался завершающий этап проекта. В 15 часов 20 минут по московскому времени с космодрома Байконур был произведен запуск корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту. А спустя семь с половиной часов с мыса Канаверал (США) был запущен корабль «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

16 июля экипажи обоих космических кораблей занимались ремонтными работами: на «Союзе-19» была обнаружена неисправность в телевизионной системе, а на «Аполлоне» при сборке стыковочного механизма на земле была допущена ошибка. Космонавты и астронавты сумели устранить неисправности.

В это время происходили маневры и сближение двух космических кораблей. За два витка до стыковки экипаж «Союза-19» установил с помощью ручного управления орбитальную ориентацию корабля. Поддержание ее выполнялось автоматически. На участке сближения кораблей в период подготовки к каждому маневру управление обеспечивала реактивная система и цифровой автопилот «Аполлона».

17 июля в 18.14 по московскому времени (мск) началась конечная фаза сближения кораблей. «Аполлон», раньше сзади догонявший «Союз-19», вышел на 1,5 километра впереди него. Стыковка (касание) кораблей «Союз-19» и «Аполлон» была зафиксирована в 19.09 мск, обжатие стыка - в 19.12 мск. Корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

После грубой проверки герметичности в корабле «Союз-19» был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и начата точная проверка герметичности. Затем тоннель между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» был наддут до 250 миллиметров ртутного столба. Космонавты открыли люк бытового отсека «Союза». Через несколько минут был открыт люк стыковочного модуля «Аполлона».

Символическое рукопожатие командиров кораблей произошло в 22.19 мск.

Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле «Союз-19» наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъемки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства Международной авиационной федерации (ФАИ) о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед.

На следующий день был проведен второй переход - астронавт Бранд перешел в «Союз-19», а командир «Союза-19» Леонов - в стыковочный отсек «Аполлона». Члены экипажей были подробно ознакомлены с оборудованием и системами другого корабля, были проведены совместные телерепортажи и кинофотосъемки, физические упражнения и др. Позже были совершены еще два перехода.

На борту кораблей «Союз» и «Аполлон» состоялась первая в мире международная пресс-конференция в космосе, во время которой космонавты и астронавты ответили по радио на вопросы корреспондентов, передаваемые с Земли из советского и американского пресс-центров.

Полет космических кораблей в состыкованном состоянии длился 43 часа 54 минуты 11 секунд.

Корабли расстыковались в 19 июля в 15.03 мск. Затем «Аполлон» отошел на 200 метров от «Союза-19». После проведения эксперимента

«Искусственное солнечное затмение» космические корабли опять сблизились. Произошла вторая (тестовая) стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат «Союза-19». Стыковочное устройство сработало без замечаний. После проведения всех проверок в 18.26 мск началось расхождение космических кораблей. Второй раз в состыкованном состоянии корабли находились два часа 52 минуты 33 секунды.

По завершении совместной и собственных программ полета экипаж «Союза-19» успешно совершил посадку 21 июля 1975 года вблизи города Аркалык в Казахстане, а 25 июля приводнился в Тихом океане командный модуль корабля «Аполлон». При посадке американский экипаж спутал последовательность процедур включения, в результате чего в кабину начало засасывать выхлоп ядовитого топлива. Стаффорд успел достать кислородные маски и надеть себе и потерявшим сознание товарищам, помогла и оперативность спасательных служб.

Полет подтвердил правильность технических решений по обеспечению совместимости средств сближения и стыковки будущих пилотируемых космических кораблей и станций.

Сегодня стыковочными системами, разработанными для космических кораблей «Союз-19» и Аполлон», пользуются практически все участники космических полетов.

Успех программы во многом был обусловлен большим опытом экипажей американского и советского кораблей.

Опыт успешного осуществления программы «Союз-Аполлон» послужил хорошей основой для проведения в последующем международных космических полетов по программе «Мир» - Shuttle, а также для создания с участием многих государств мира и совместной эксплуатации Международной космической станции (МКС).

Похожие публикации