В каких случаях проводится экстренная эвакуация населения. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций

ВВЕДЕНИЕ

Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить или максимально снизить поражение людей. Объем и характер защитных мероприятий определяется особенностями соответствующих объектов, а также вероятной обстановкой, которая может сложиться в результате стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф или применения противником современного оружия.

К основным принципам защиты населения относятся:

Защита населения на всей территории страны;

Дифференцированная защита населения с учетом размещения производительных сил и объектов государственного значения;

Заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий:

Увязка плана защитных мероприятий с планом экономического и социального развития России.

Применяются три основных способа защиты:

Эвакуация населения;

Укрытие населения в защитных сооружениях;

Использование населением индивидуальных средств защиты.

Кроме того, с целью защиты населения проводиться всеобщее обязательное обучение его способам защиты. Организуется своевременное оповещение населения о возникшей угрозе чрезвычайной ситуации. Осуществляется защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными веществами, СДЯВ, ОВ и биологическими средствами. Ведется радиационная, химическая и биологическая разведка,а также дозиметрический и лабораторный химический и экологический контроль.

Планируются профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия,аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения, санитарная обработка людей, обеззараживание техники, одежды, обуви, территории, зданий и сооружений.

Рассмотрим основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Эвакуация населения

Сущность эвакуации состоит в перемещении людей и материальных ценностей, включая запасы продовольствия, в безопасный район (загородную зону) из районов чрезвычайной ситуации.

Безопасный район представляет собой территорию, расположенную за пределами района чрезвычайной ситуации. Каждому предприятию, учреждению, учбному заведению, из которого планируется эвакуация, в безопасном районе назначается для размещения рабочих и служащих и членов их семей один или несколько населенных пунктов.

В военное время все население с целью дифференцированного проведения мероприятий по его защите от последствий применения противником оружия делится на три группы:

Рабочие с служащие объектов народного хозяйства, продолжающие работу в городе, но проживающие в загородной зоне;

Рабочие и служащие объектов, прекращающие работу или переносящие ее в загородную зону;

Население, не работающие на производстве или в сфере обслуживания и заблаговременно эвакуируемое в загородную зону на все время войны.

В мирное время эвакуация может проводиться при стихийных бедствиях, катастрофах или крупных авариях из опасных районов в безопасные.

Эвакуация рабочих и служащих и членов их семей организуется по производственному принципу - по месту работы (проводится соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями), а эвакуация остального населения - по территориальному принципу, т.е. по месту жительства (проводится домоуправлениями, жилищно-эксплуатационными службами, дирекциями эксплуатации зданий). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы ГО объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения на ее проведение.

Для проведения эвакуации используются разные виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными хозяйственными перевозками, а также личный транспорт.

Вывоз эвакуируемого населения планируется обычно с использованием автобусов и приспособленных для перевозки людей грузовых автомобилей. Определенная часть населения, подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым перевозками, или по обозначенным маршрутам и колоннам путям.

Для организации движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения, районы и продолжительность привалов, медицинские пункты и пункты обогрева, промежуточный пункт эвакуации, порядок и сроки вывода колонны (вывоза людей) из этого пункта в район постоянного размещения, сигналы управления и оповещения.

При угрозе войны определяющее значение приобретают сроки эвакуации населения за пределы зон возможных разрушений. В этом случае, если не хватает транспортных средств, используют комбинированный способ эвакуации, суть которого сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Для проведения эвакуации создаются специальные эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии (создаваемые в местах, из которых предстоит эвакуировать население), сборные эвакуационные пункты, приемные эвакуационные (эвакоприемники) комиссии и приемные эвакуационные пункты. Для управления пешей эвакуацией создаются группы управления, а на маршруте движения колонн устраиваются уже упоминавшиеся промежуточные пункты эвакуации.

Эвакуационные комиссии создаются при правительстве республики, в области, городе, городском районе и на крупных предприятиях. Она планируется и организуется мероприятия по эвакуации. Эвакуация населения проводится через сборные эвакопункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. Предназначаются эти пункты для сбора и регистрации эвакуируемого населения и отправки его на станции, пристани и другие пункты посадки (при эвакуации транспортом) или на исходные пункты пешего движения.

На территории сборного эвакопункта и близи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому сборному эвакопункту присваивается номер; к нему приписываются ближайшие объекты народного хозяйства, учебные заведения, организации и учреждения, жилищно-эксплуатационные органы. За ним закрепляются пункты посадки на транспорт и маршруты эвакуации пешим порядком.

Население о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, домоуправления, милицию, по радио и телевидению. Получив извещение о начале эвакуации, люди должны подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запас продуктов и явиться на пункт регистрируют, группируют по автомобилям, вагонам железнодорожных эшелонов, судам и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Посадка осуществляется организованно. Для поддержания порядка на каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается его начальник, на железнодорожный вагон - старший вагон, на автомобильную колонну - старший автоколонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч. Численность пеших колонн -500-1000 чел. Для удобства управления колонна разбивается на группы по 50-100 чел., а во главе группы ставится старший. Обязанность старших - поддерживать в группе порядок во время движения и на привалах. Скорость движения колонн на маршруте следует выдержать 4-5 км/ч, а расстояние между колоннами - до 500 м. При совершении марша через каждые 1-1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10-15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 ч. На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн. На большом привале, кроме того, организуют прием горячей пищи.

При проведении эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на сборных эвакопунктах, станциях, пристанях развертывают медпункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицинским образованием, а на пешую колонну -2-4 медицинских работников, включая сандружинниц.

Для организации приема и размещения эвакуированного населения, а также снабжения его всем необходимым создаются уже упоминавшиеся эвакоприемные комиссии и приемные эвакопункты.

Эвакоприемные комиссии района, поселка создаются решением соответствующего исполнительного органа власти. Они проводят свою работу во взаимодействии со штабами и службами ГО. В состав такой комиссии включаются работники местного исполнительного органа власти, руководители предприятий торговли, общественного питания, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения эвакуируемого населения. Председателем комиссии назначается должностное лицо исполнительной власти.

На приемные эвакуационное комиссии возлагаются разработка и корректировка раздела плана ГО по приему и размещению эвакуируемого населения; встреча, прием, учет и размещение прибывшего населения, снабжение его всем необходимым; представление донесений вышестоящим приемным эвакуационным органом о ходе приема, размещения и обеспечения прибывшего населения.

Эвакоприемная комиссия районного (поселкового) Совета устанавливает связь с эвакоприемной комиссией городского совета (объекта) и уточняет вопросы приема и размещения населения, графика движения эшелонов, автомобильных и пеших колонн, численность отправляемых каждым эшелоном, автоколонной, пешей колонной населения, место промежуточного пункта эвакуации пеших колонн, вид и количество транспорта для перевозки населения из промежуточного пункта эвакуации к районам постоянного размещения, а также вопросы снабжения и обслуживания населения.

По указанию эвакоприемной комиссии района для приема прибывающего населения развертывают приемные эвакопункты. Они устраиваются в школах, детских садах, клубах и других общественных зданиях недалеко от места высадки людей. На приемный пункт возлагается встреча прибывшего населения, распределения его по населенным пунктам, отправка людей к местам размещения, оказание первой медицинской помощи.

В местах приема эвакуируемого населения подготавливают предназначенные для него помещения, уточняя все вопросы расселения людей по домам (квартирам) местных жителей (в порядке подселения), в пансионатах, домах отдыха, санаториях, детских и туристических лагерях. Если эвакуация осуществляется во время войны или в случае угрозы войны, то подготавливают коллективные средства защиты. При недостатке укрытий организуют их строительство, для чего привлекают все трудоспособное население, в том числе эвакуированное. Снабжение эвакуированного населения продуктами питания и предметами первой необходимости возлагается на местные органы власти.

Коммунально-бытовое обслуживание эвакуированного населения в районах размещения осуществляют местные коммунально-бытовые учреждения (прачечные, бани, мастерские, парикмахерские), причем следует широко привлекать к работе и специалистов коммунально-бытовых служб из числа эвакуированных.

Медицинское обслуживание эвакуированного населения возлагают на существующую сеть лечебных учреждения и поликлиники, больницы, сельские медицинские пункты и аптеки. Так как количество больных возрастает, то принимают меры к расширению сети медицинских учреждений и увеличению численности медицинских кадров. К работе привлекают врачей, фельдшеров, медицинских сестер и из числа эвакуированных. Привлекают эвакуированных также для работы в колхозах, совхозах, на местных предприятиях и предприятиях, вывезенных из города.

К счастью такие ситуации, в которых может понадобиться эвакуация населения, случаются далеко не часто, но, тем не менее, мне кажется, что каждому современному человеку необходимо иметь хотя бы общее представление о действиях, предпринимаемых в подобных случаях.

В своей статье я постараюсь объяснить, откуда произошел сам термин «эвакуация», остановлюсь более подробно на различиях между собственно эвакуацией, рассредоточением и отселением, после чего детально охарактеризую общий порядок эвакуации населения.

1. Что такое «эвакуация» и корни происхождения данного термина?

Прежде всего, отмечу, этот термин произошел от латинского слова «evacure», что в переводе на наш родной, русский язык означает «удалять», «вывозить», «опорожнять». Подразумевает он под собой целый комплекс мероприятий, направленных на организованный вывоз/вывод населения в случае создания в том или ином месте

2. Чем эвакуация населения отличается от рассредоточения и отселения?

Под эвакуацией понимают процесс, предполагающий организованное и самостоятельное передвижение людей на потенциально безопасную территорию.

Если в городе или на каком-либо объекте создается чрезвычайная ситуация, это автоматически означает, что может понадобиться некоторое количество персонала для предотвращения последствий или обеспечения более или менее нормальной жизнедеятельности пострадавшей местности. Например, будет необходимо разобрать завалы, оказать помощь пострадавшим и раненным, доставить воду или медикаменты. В таком случае проводится такое мероприятие как рассредоточение, подразумевающее под собой постоянную доставку рабочих и вывоз их в загородную зону после окончания рабочей смены.

Отселение имеет место быть в тех случаях, когда необходимо полное переселение людей из зоны, к примеру, зараженной радиацией, разрушенной или затопленной. Население перевозится на в другие, более безопасные регионы страны. Иногда отселение может иметь временный характер. Это происходит в том случае, если имеется хотя бы крошечный шанс на возвращение через определенный период времени, который иногда, кстати, может исчисляться днями, неделями и даже месяцами.

3. Эвакуация населения при ЧС.

Сразу хочу предупредить, что этот раздел представляет собой не очередность действий, а скорее некий набор памяток, которые помогут спастись самому, не впасть в панику и придти на помощь близким в сложной ситуации.

Итак, объявлена эвакуация населения. В случае возникновения такой необходимо:

  • Обратить внимание на то, что это мероприятие, как правило, проводится в кратчайшие сроки. Вас никто не будет ждать или уговаривать покинуть опасную территорию. Буквально в течение суток по городу будут курсировать специальные, легко узнаваемые автобусы или автомобили. Спустя 24 часа после оповещения вам придется самостоятельно искать возможность спастись или покинуть объект/местность/зараженную территорию.
  • Запомнить, что специальные службы имеют полное право использовать любую имеющуюся в наличии технику, включая личные транспортные средства граждан, которые на тот момент не задействованы для осуществления производственных или хозяйственных перевозок.
  • Использовать все доступные средства массовой информации (телевиденье, радио, печатные издания, онлайн ресурсы) для того, чтобы получить более подробные сведения о сложившейся ситуации.
  • Знать, что при кинотеатрах, клубах, школах, развлекательных центрах, супермаркетах и дворцах культуры создаются сборные эвакуационные пункты, предназначенные для предварительной регистрации и последующей отправки населения на безопасную территорию.
  • Позаботиться о наличии самых необходимых вещей: обуви, одежды, белья.
  • Захватить с собой небольшое количество пищи и фляги с питьевой водой. Конечно же, следует отдать предпочтение продуктам питания, не требующим длительной подготовки перед употреблением. Например, сухарям, консервам или концентратам. От скоропортящихся продуктов желательно и вовсе отказаться.
  • Иметь в виду, что весь груз, включая одежду, продукты питания и другие личные вещи весьма вероятно придется нести самостоятельно, поэтому упаковывать их советуется компактно, в прочные, надежные и желательно подписанные чемоданы, корзины, пакеты.
  • В том случае, если эвакуация уже объявлена, постараться не поддаваться панике, и обязательно захватить с собой удостоверяющие личность документы.
  • Соблюдать определенные правила при эвакуации с детьми. Во-первых, вложить в кармашек ребенка листочек бумаги с указанием его имени, фамилии, отчества, домашнего адреса и мобильного номера телефона родителей. Во-вторых, приготовить специальный так называемый детский набор, состоящий из продуктов питания и любимых игрушек или книжек малыша. Именно последние в случае необходимости помогут успокоить перепуганного происходящим ребенка.

Эвакуационные мероприятия

В определенных условиях, сложившихся в ходе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее эффективным способом защиты населения является его эвакуация.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечению эвакуированных в районе размещения (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Эвакуация осуществляется в безопасные районы, в которых не действуют поражающие факторы соответствующего стихийного бедствия, аварии, природной или техногенной катастрофы. Эти районы могут быть заблаговременно подготовлены для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированных.

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов. Пребывание эвакуированного населения в местах размещения обычно носит кратковременный характер.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника чрезвычайной ситуации (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.д.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация населения.

При получении достоверного краткосрочного прогноза о возможности возникновения стихийного бедствия или аварии может проводиться упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемой зоны) чрезвычайной ситуации.

В случае возникновения и развития некоторых видов чрезвычайных ситуаций проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации в этом случае, как правило, осуществляется при дефиците времени и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.

Эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Обычно это происходит, когда организация первоочередного жизнеобеспечения населения непосредственно в районе бедствия невозможна или экономически нецелесообразна, сложившийся уровень удовлетворения жизненно важных потребностей населения ниже допустимого, прогнозируемое время восстановления жизнеобеспечения превышает возможные сроки существования людей без жизнеобеспечения или при минимальном его уровне.

Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени показаны в таблице 9.4.

В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации и численности эвакуируемого населения могут быть выделены локальная, местная и региональная эвакуации.

Локальная эвакуация проводится в случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне чрезвычайной ситуации населенных пунктах или непострадавших районах города.

Местная эвакуация проводится в том случае, когда зона чрезвычайной ситуации охватывает территории малых и средних городов, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной чрезвычайной ситуации.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое население может быть перемещено на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуацию разделяют на общую и частичную.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации только нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и профессионально-технических училищ.

Таблица 9.4

Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени

Основные системы жизнеобеспечения, выходящие из строя при ЧС

Жизненно важные потребности человека

Минимально допустимые нормы потребления, обеспечиваемые рассматриваемой системой жизнеобеспечения

Время, в течение которого человек без ущерба для здоровья может существовать без удовлетворения данных потребностей

Критерии для принятия решения об эвакуации

Топливоснабжение

0,02 т условного топливагод на человека

В холодное время года от нескольких часов до 2-3 суток

Возможный уровень удовлетворения жизненно важных потребностей ниже допустимого

Электроснабжение

112 квтчас на человека в год

Жилой фонд

2,5 кв. м на человека в течение нескольких месяцев

В холодное время года до 3 суток под открытым небом и до нескольких месяцев в палатках

Время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, превышает время, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей, или удовлетворение их на уровне, значительно более низком, чем допустимый

Водоснабжение

Вода питьевая

2,5л (в жару 4 л) - 3-5 сут; 10-15 л-10 - 15 суг; далее 22,5-27,5 л (на человека в сут)

обеспечения

продуктами

Калорийность пиши от 1000-3000 ккалсут. Суточная потребность в белке 58-61 г (на человека)

Трое суток

Выбор варианта общей или частичной эвакуации зависит от вида стихийного бедствия, аварии, природной или техногенной катастрофы; масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации; степени риска проживания населения в ее зоне; долговременности ее последствий; степени необходимости хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу. Этот принцип предполагает, что вывод или вывоз рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ из зон чрезвычайных ситуаций организуется предприятиями, учреждениями, организациями и учебными заведениями. Эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, организуется по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

Однако в определенных случаях эвакуация осуществляется только по территориальному принципу, т.е. непосредственно с места жительства или из других мест нахождения населения на момент объявления эвакуации. Это особенно характерно при эвакуации в ночное время, в выходные и праздничные дни, при нежелании населения эвакуироваться раздельно, не в составе семей, необходимости взять из дома личные вещи. В последующем, при наличии времени на воссоединение семей, все чаще в условиях мирного времени будет, видимо, практиковаться эвакуация с мест жительства.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оказавшегося в опасной зоне населения, подлежащего срочной эвакуации, наличия транспорта, других местных ресурсов и условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом. Последний основан на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, людей, которые не могут передвигаться пешим порядком. Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятий в максимально сжатые сроки.

Временное размещение населения проводится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эвакоконтингента проводится, как правило, непосредственно в местах размещения.

При наличии достоверного краткосрочного прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации и получении положительного заключения компетентных органов о необходимости эвакуации проводятся подготовительные мероприятия. Их цель - создание благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из возможной зоны чрезвычайной ситуации.

К подготовительным мероприятиям относятся:

  • - приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
  • - уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
  • - распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
  • - подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
  • - подготовка к развертыванию сборных эвакуационных пунктов и пунктов посадки - высадки;
  • - проверка готовности систем оповещения и связи;
  • - приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла чрезвычайная ситуация.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:

  • - оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
  • - развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;
  • - сбор и подготовка к отправке населения, подлежащего эвакуации;
  • - формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств в пункты посадки и посадка эвакуируемых на транспорт;
  • - вывод и (или) вывоз эвакуируемого населения из зоны чрезвычайной ситуации;
  • - прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, в том числе заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

В зависимости от специфических условий конкретной чрезвычайной ситуации и материально-технических возможностей приведенные содержание и порядок эвакомероприятий могут меняться и приспосабливаться к этим условиям и возможностям.

Эвакуация при различных видах стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф имеет свои особенности.

При землетрясениях в случае разрушения или повреждения основных систем жизнеобеспечения эвакуация может носить местный или региональный масштабы.

Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприятий при выходе из строя территориальных систем оповещения осуществляются при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с помощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений, как правило, оказывается возможной только после восстановления транспортных систем, поскольку автомобильный и воздушный транспорт заняты эвакуацией пострадавших (пораженных).

Эвакуация при землетрясениях осуществляется с развертыванием сборно-эвакуационных пунктов в пострадавших районах. В качестве этих пунктов, а также мест временного размещения подлежащего эвакуации населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места. При этом потерявшее кров население может быть временно размещено в полевых лагерях, палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных вагонах, на судах водного транспорта.

Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе формирования селевого потока, в период его формирования, а также, при необходимости, после прохождения селевого потока.

При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу (выводу) населения за границы возможной зоны чрезвычайной ситуации определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.

В период формирования селевого потока, когда краткосрочный прогноз возникновения селя отсутствует, проводится экстренная эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оперативным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (населенного пункта, жилого массива, туристической базы и т.п.). Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможного добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения проводится по мере возникновения реальной угрозы.

Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, в период их схода и после него в случае разрушения объектов жизнеобеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу в один этап без развертывания сборного эвакуационного пункта.

При угрозе схода снежных лавин эвакуация носит упреждающий характер и имеет локальный или, редко, местный масштаб. Она должна быть завершена до определенного краткосрочным прогнозом момента возникновения лавины. При этом краткосрочный прогноз возникновения лавины дается на период от нескольких часов (обычно не менее четырех) до нескольких суток (не более двух).

При упреждающей эвакуации за пределы поражаемых лавиной зон выводятся жители тех населенных пунктов, которые в силу особенностей застройки могут быть приведены в негодность для дальнейшего проживания в результате схода лавины ожидаемой мощности.

После начала схода лавин при необходимости обычно проводится экстренная эвакуация локального масштаба. При этом временно проживающим на лавиноопасной территории (отдыхающим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпинистских лагерях) предоставляется незамедлительная возможность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эвакуируется в ближайшие нелавиноопасные районы.

Эвакуация населения в случае радиационных аварий может иметь как локальный, местный, так и региональный масштаб в зависимости от возможных последствий радиационной аварии. Решение на эвакуацию населения принимается на основании прогнозируемой или сложившейся радиационной обстановки и прогнозируемого облучения населения.

Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения приведены в таблице 9.5.

Таблица 9.5

Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения

Эвакуация населения в этом случае проводится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Эвакуация населения проводится в два этапа:

  • - на первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до промежуточного пункта эвакуации, расположенного на границе зоны радиоактивного загрязнения;
  • - на втором этапе эваконаселение выводится (вывозится) с промежуточного пункта в спланированные места временного размещения.

В целях предотвращения необоснованного облучения населения на первом этапе посадка в транспортные средства проводится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, возле служебных зданий, защитных сооружений).

Промежуточные пункты эвакуации создаются на внешней границе зоны радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь, пересадку с "грязного" (используемого в зоне чрезвычайной ситуации) на "чистый" (используемый вне зоны радиоактивного загрязнения) транспорт и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения. Там же, при необходимости, может проводиться замена или специальная обработка одежды и обуви эвакуируемых.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения с радиационно загрязненных территорий является использование для вывоза людей крытого транспорта, исключающего попадание пыли внутрь салона (кузова).

Если населенные пункты, из которых при радиационной аварии эвакуировано население, оказываются вошедшими в зоны отчуждения и отселения, то эвакуированные уже не возвращаются в места постоянного проживания.

Эвакуация при авариях на химически опасных объектах также имеет свои особенности. В случае прогноза такой аварии производится упреждающая эвакуация в места, заведомо безопасные при ожидаемой аварии.

При произошедшей аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывод (вывоз) населения, попадающего или попавшего в зону химического заражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества. Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и проводится из тех домов и сооружений, которые попадают в зону возможного заражения.

Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения облака АХОВ может не выводиться из опасной зоны, а укрываться на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ) в жилых, производственных и служебных зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещения и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.

При химической аварии на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение проводятся в оперативном порядке с учетом реально складывающейся обстановки.

В зависимости от вида и масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду и продолжительности действия поражающих факторов пребывание эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения как способ защиты особенно широко применяется при гидродинамических авариях с образованием волн прорыва и зон катастрофического затопления, а также при наводнениях природного происхождения - половодьях и паводках .

Прогнозировать прорыв плотин затруднительно, и сам прорыв в большинстве случаев происходит внезапно. Поэтому для гидродинамических аварий наиболее актуальна экстренная эвакуация. Она проводится из заранее определенной еще при проектировании гидроузла зоны возможного катастрофического затопления по сигналу о прорыве плотины. Поскольку скорость распространения волны прорыва может достигать 25 км/ч на равнинной местности и 100 км/ч в предгорной и горной местностях, время на оставление опасной зоны оказывается очень маю. Поэтому особенно успешно эвакуация проходит при наличии в зоне вероятного катастрофического затопления в нижнем бьефе плотины локальной автоматизированной системы оповещения о гидродинамической аварии и распространении волны прорыва.

Эвакуация организуется в два этапа. На первом этапе население в организованном порядке или самостоятельно на любых видах транспорта и пешим порядком срочно покидает пределы зоны катастрофического затопления. Маршруты имеют при этом незначительную протяженность и с учетом рельефа местности направлены в основном в противоположную от водотока сторону. На втором этапе население доставляется в места временного размещения.

Эвакуация при наводнениях природного происхождения проводится заблаговременно или безотлагательно. Для упреждающей эвакуации необходим достоверный краткосрочный прогноз наводнения, позволяющий организовать сборные эвакуационные пункты. Экстренная эвакуация проводится уже из зоны затопления плавающими средствами и вертолетами.

Общее руководство эвакуацией населения при всех видах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при которых эвакуация целесообразна, организуют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующих уровней.

Непосредственное планирование, организацию и проведение эвакуации осуществляют эвакуационные органы, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, администрациях организаций, и органы управления РСЧС.

Конкретный состав эвакоорганов на каждой территории и объекте определяется исходя из местных условий и потребностей. При этом могут создаваться:

  • - эвакуационные комиссии;
  • - эвакоприемные комиссии;
  • - сборные эвакуационные пункты;
  • - приемные эвакуационные пункты;
  • - промежуточные пункты эвакуации;
  • - группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
  • - оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Руководящим органом всей системы эвакомероприятий на соответствующей территории и объекте является эвакокомиссия. Эвакокомиссии создаются в субъектах Российской Федерации, на территориях самоуправления и объектах экономики из числа ответственных работников администраций, представителей органов управления РСЧС, органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, внутренних дел, транспортных организаций, военных комиссариатов и военных гарнизонов.

Для заблаговременной подготовки к эвакуации и ее организованного проведения осуществляется планирование эвакомероприятий. Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Вопросы и задания

  • 1. Что такое защита населения от чрезвычайных ситуаций и каков основной объект этой защиты?
  • 2. Какие виды защиты населения от чрезвычайных ситуаций вы знаете?
  • 3. Сформулируйте сущность мероприятий инженерной защиты при чрезвычайных ситуациях.
  • 4. Назовите основные меры инженерной защиты от землетрясений и наводнений.
  • 5. Что понимается под радиационной и химической защитой населения?
  • 6. Перечислите основные мероприятия, обеспечивающие радиационную и химическую защиту вовремя радиационных и химических аварий.
  • 7. Назовите цели медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях.
  • 8. Для чего проводится эвакуация населения при чрезвычайных ситуациях?

Угроза или возникновение ЧС приводит к необходимости проведения эвакуации на­селения из опасной зоны. Эвакуация относится к одному из эффективных методов за-


Глава 3

Содержание | Index 451

щиты населения, сохранения здоровья и жизни людей. В проведении эвакуационных мероприятий активное участие принимают спасатели МЧС России.

Эвакуация - это комплекс мероприятий по организованному вывозу или выводу населения из опасной зоны в места временного (кратковременного) размещения в заблаговременно подготовленные по условиям первоочеред­ного жизнеобеспечения (вне зон действия поражающих факторов источни­ка ЧС) районы.

Эвакуация осуществляется в безопасные районы, в которых не дей­ствуют поражающие факторы ЧС.

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации на­селение будет вывезено (выведено) за границы действия поражающих фак­торов ЧС.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывоз­имого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомеропри-ятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие вариан­ты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлага­тельная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения ЧС на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом вре­мени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источ­ника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором воз­никает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагатель­ная) эвакуация. Необходимость принятия решения на эвакуацию населения и сроки ее осуществления в условиях, когда организация первоочередного жизнеобеспечения технически невозможна или экономически нецелесообразна, определяются решением эвакуационной комиссии. При условии организации первоочередного жизнеобеспече­ния сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.



В зависимости от развития ЧС и численности эвакуируемого из зоны ЧС населе­ния могут быть выделены следующие формы эвакуации: локальная, местная, реги­ональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских ми-

Содержание | Index 451


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 452

крорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население раз­мещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не постра­давших районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздей­ствия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие круп­ные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавше­гося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС не­трудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее ре­ализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объ­ектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждо­го вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, но­сящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоря­жению) соответствующих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуа­ция, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряже­нию) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляет начальник гражданской обороны (комиссии по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственно организацию и проведение эвакуационных мероприя­тий - эвакуационные органы, создаваемые главами администраций субъектов Россий­ской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно продуманного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах эвакуацион­ных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится начальниками граждан­ской обороны - руководителями органов исполнительной власти субъектов Россий-

Содержание | Index 452


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 453

ской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и штабы ГОЧС.

Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объектовом уровнях.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими по­стоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на ре­шение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций» и другими нормативными документами.

Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производ­ственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведе­ний и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, органи­зациям учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не за­нятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному прин­ципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных усло­вий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанным на сочетании вывода максимально возможного количества лю­дей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не мо­жет передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого рас­поряжения, в зависимости от обстановки.

Взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организа­циями при подготовке и проведении эвакуации населения осуществляется в соответ­ствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенно­го характера», Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5 ноября 1995 г. «О еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаимодействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий и Министерства Обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При наличии соответствующих межгосударственных договоренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может производиться на территории стран - участниц Со­дружества Независимых Государств и других сопредельных государств. В свою оче­редь территория РФ может быть предоставлена для размещения населения, эвакуи­руемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотрудничаю­щих государств основывается при этом на нормах международного права, условиях

Содержание | Index 453


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 454

двусторонних или многосторонних межгосударственных Договоренностей Законода­тельств РФ и других стран.

Проведение эвакуации населения из зоны ЧС в каждом конкретном случае опреде­ляется условиями возникновения и развития ЧС, характером и пространственно-вре­менными параметрами воздействия поражающих факторов источника ЧС.

При получении достоверного прогноза возникновения ЧС проводятся подготови­тельные мероприятия, цель которых заключается в создании благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из зоны ЧС.

К подготовительным мероприятиям относятся:

Приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;

Уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и
транспортом:

Распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточне­
ние расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;

Подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, обо­
рудование мест привалов;

Подготовка к развертыванию сборных эвакуационных пунктов (СЭП), пунктов по­
садки-высадки;

Проверка готовности систем оповещения и связи;

Приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие ме­роприятия:

Оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также
населения о начале и порядке проведения эвакуации;

Развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;

Сбор и подготовка к отправке в безопасные районы населения, подлежащего
эвакуации;

Формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача
транспортных средств к пунктам посадки и посадка населения на транспорт;

Прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, заблаговременно
подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

Из пострадавших в результате землетрясения районов в случае нарушения основ­ных систем жизнеобеспечения при необходимости проводится эвакуация населения. Она может носить местный или региональный характер. Решение на проведение эва­куации принимается Главой администрации субъекта РФ.

Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприя-тий при выходе из строя при землетрясении стационарных элементов территориаль­ных систем оповещения, технических средств массовой информации осуществляет­ся при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с помощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

Сроки проведения эвакомероприятий по вывозу (выводу) населения из зоны ЧС определяются дорожно-транспортными возможностями. Эвакуация из зон крупномас­штабных землетрясений осуществляется, как правило, после восстановления транс­портных систем. В период пребывания людей в зоне ЧС организуется их первоочеред­ное жизнеобеспечение.

Из районов, пострадавших в результате землетрясения, проводится эвакуация на­селения по производственно-территориальному принципу.

Эвакуация осуществляется в один этап, как правило, с развертыванием СЭП в по-


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 455

страдавших районах. В качестве СЭП, а также мест временного размещения подле­жащего эвакуации населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места. При этом потерявшее кров население может быть временно раз­мещено в палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных ва­гонах, судах водного транспорта.

Эвакуация населения в случае аварии на радиационно опасных объектах носит, как правило, местный или региональный характер. Решение на проведение эвакуа­ции населения принимается на основании прогнозируемой радиационной обстановки. Радиус зоны эвакуации определяется в зависимости от типа аварийного реактора. Эвакуация населения, как правило, производится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учрежде­ния психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Эвакуация населения производится в два этапа:

На первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до
промежуточного пункта эвакуации (ППЭ), расположенного на границе зоны возможно­
го радиоактивного загрязнения;

На втором этапе эваконаселение выводится с ППЭ в спланированные места вре­
менного размещения.

ППЭ создаются на внешней границе зоны возможного опасного радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать: учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения.

При необходимости на ППЭ проводится замена или специальная обработка одеж­ды и обуви.

На ППЭ производится пересадка населения с «грязного» транспорта на «чистый» транспорт. Загрязненный транспорт используется для перевозки эваконаселения толь­ко на загрязненной территории.

«Чистый» транспорт используется для вывоза населения с ППЭ до мест временно­го размещения.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения при авариях на ради­ационно опасных объектах является обязательное использование для вывоза людей крытого транспорта, обладающего защитными от радиации свойствами.

В целях предотвращения необоснованного облучения посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно от мест нахождения людей (подъездов домов, служебных зданий, защитных сооружений).

После ликвидации последствий аварии на радиационно опасном объекте и в зоне радиоактивного загрязнения принимается решение о проведении реэвакуации.

В случае аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывоз (вывод) населения, попадающего в зону заражения, за границы распространения облака АХОВ. Население, проживающее в непосредственной близости отХОО, вви­ду быстрого распространения облака АХОВ, как правило, не выводится из опасной зоны, а укрывается в жилых, производственных и служебных зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещений, с использованием средств индивидуаль­ной защиты органов дыхания на верхних или нижних этажах (в зависимости от ха­рактера распространения АХОВ). Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и производит­ся из тех жилых домов и учреждений (объектов экономики), которые находятся в зоне возможного заражения.

Содержание | Index 455


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 456

Размещение населения производится в зданиях общественного назначения (гости­ницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок оповещения и размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эва-ко-контингента производится непосредственно в местах размещения.

Транспортное обеспечение и временное размещение эваконаселения может осу­ществляться не только по заранее отработанному плану, но и проводиться в опера­тивном порядке. При аварии АХОВ на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение производится в зависимости от реально складывающейся обстановки.

В зависимости от масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду, их вида продолжительность пребывания эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе фор­мирования селевого потока, в период его формирования, а также при необходимости по прекращению действия селевого потока.

При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая (заблаговре­менная) эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу (выводу) на­селения за границы возможных зон ЧС определяются на основе краткосрочного прогно­за возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.

При формировании селевого потока проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оператив­ным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (насе­ленного пункта, жилого массива, туристической базы и т.п.). Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможно­го добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения прово­дится по мере возникновения реальной угрозы; в случае нарушения селевым потоком систем и объектов жизнеобеспечения населения, приводящих к невозможности удо­влетворения жизненно важных потребностей человека, из этих районов также прово­дится эвакуация.

При упреждающей (заблаговременной) и экстренной (безотлагательной) эвакуации население выводится (вывозится) с пути возможного продвижения селевого потока - территории, которая может служить руслом селю и подвергнуться непосредственному воздействию селевого потока. При этом масштабы эвакомероприятий носят, как пра­вило, локальный и в редких случаях местный характер.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится по территориальному прин­ципу в два этапа без развертывания СЭП на территории зоны возможного поражения селевым потоком. На первом этапе население, по заранее установленным маршрутам, выводится за границы этой зоны. Протяженность маршрутов эвакуации населения из зоны возможного поражения определяется близостью селевого очага. На втором эта­пе, в случае разрушения селем покинутых жителями населенных пунктов, проводится сбор населения из пострадавших населенных пунктов и вывоз его к местам времен­ного размещения.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация проводится в один этап по террито­риальному принципу с развертыванием СЭП или без них.

По прохождении головы селя через сигнальный створ должна предусматриваться возможность оповещения населения об экстренной (безотлагательной) эвакуации на­селения из четырехчасовой зоны добегания селевого потока путем автоматического срабатывания системы оповещения населения. Решение на эвакуацию населения, проживающего за пределами этой зоны, а также на проведение экстренной (безот-


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 457

лагательной) эвакуации, принимается Главой администрации местных органов само­управления.

План эвакуации населения из селеопасных районов должен быть разработан в двух вариантах - для упреждающей и экстренной эвакуации.

Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, а также по прекращению их схода в случае разрушения объектов жиз­необеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу в один этап без развертывания СЭП.

При угрозе схода снежных лавин проводится упреждающая (заблаговременная) эва­куация населения. Она носит локальный характер и должна быть завершена до опреде­ленного краткосрочным прогнозом момента возникновения лавинной ситуации. Крат­косрочный прогноз возникновения лавинной ситуации дается на период от нескольких часов (обычно не менее четырех) до нескольких суток (обычно не более двух).

При упреждающей (заблаговременной) эвакуации за пределы поражаемых лави­ной зон выводятся жители тех населенных пунктов, которые (в силу особенностей за­стройки) могут быть приведены в негодность для дальнейшего проживания в резуль­тате схода лавины ожидаемой мощности.

После схода лавин при необходимости проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. Она носит локальный и в редких случаях - местный характер. При этом временно проживающим на территории пострадавшим в результате схода лавины, на­селению (отдыхающим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпинистских лагерях) предоставляется незамедлительная возможность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эва­куируется в ближайшие нелавиноопасные районы.

Населенные пункты, находящиеся в пределах лавиноопасной зоны, должны пере­носиться в безопасные районы в срок, ограниченный моментом установления потен­циальной опасности схода лавин и временем наступления очередного лавиноопас­ного периода. Вследствие этого план эвакуации населения из зон возможного схода лавин может содержать лишь один вариант - экстренной (безотлагательной) эвакуа­ции тех населенных пунктов, которые к моменту его составления не эвакуированы за пределы этих зон.

В результате катастрофического затопления (наводнения) остаются значительные разрушения жилого фонда и объектов жизнеобеспечения. Поэтому реэвакуация насе­ления возможна только после проведения значительного объема восстановительных работ, которые могут быть достаточно продолжительными. Паводковое повышение уровня воды в реках и водоемах также может быть довольно продолжительным (до нескольких недель).

При наличии достоверного прогноза о прорыве гидротехнического сооружения проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация. Она носит локальный или местный характер. При достаточном времени упреждения эвакуация проводится по производственно-территориальному принципу с развертыванием СЭП. При неболь­шом периоде упреждения эвакуация проводится по территориальному принципу в один или два этапа. Во втором случае эваконаселение вывозится (выводится) на ППЭ на границе зоны катастрофического затопления (наводнения), а затем доставляется в места временного размещения.

При угрозе прорыва гидротехнического сооружения производится экстренная эва­куация из зоны 4-часового добегания волны прорыва. За пределами зоны 4-часового добегания волны прорыва эвакуация производится, исходя прогнозируемой или ре­ально сложившейся гидрологической обстановки.


Глава 3 Организация и проведение поисково-спасательных работ

Содержание | Index 458

При угрозе катастрофического (природного или техногенного характера) затопле­ния эвакуация населения может проводиться без развертывания СЭП. При этом опе­ративные группы, сформированные из личного состава СЭП, организуют вывоз (вы­вод) эваконаселения на границу зоны ЧС с последующей отправкой к местам времен­ного размещения.

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является его эвакуация и рассредоточение.

Эвакуации — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, не занятого в производстве, в том числе и учащихся, из городов в загородную зону.

Загородная зона — территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасного радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Рассредоточение — организованный вывоз (вывод) рабочих и служащих объектов народного хозяйства из городов и их размещение в районах загородной зоны, ближайших к границам городов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей.

Рассредоточенные рабочие и служащие продолжают трудовую деятельность. Организованная доставка рабочих смен на предприятия в город и обратно должна производиться за время, не превышающее 4 ч. По решению начальника ГО — руководителя территориального органа власти разрешается размещать их в зоне возможных слабых разрушений.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием средств индивидуальной защиты, медицинской профилактики, а также с проведением противорадиационных и инженерных работ.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, ), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимою) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприягий.

Виды эвакуации населения

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Осуществляется такая эвакуация по территориально-производственному признаку.

При возникновении ЧС производится экстренная эвакуация по территориальному признаку, т. с. из мест проживания или нахождения людей.

В зависимости от процесса развития ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

По объему эвакомероприятий эвакуацию разделяют па общую (эвакуация всех категорий людей, за исключением граждан, подлежащих призыву на военную службу но мобилизации) и частичную (эвакуация женщин и детей, учащихся и студентов совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, пенсионеров, инвалидов и ветеранов).

При долговременном радиоактивном загрязнении и значениях плотности загрязнения выше 40 К и/км- производится плановое отселение людей.

Порядок эвакуации населения

эвакуационные комиссии.

(СЭП). Каждому СЭП присваивается порядковый номер, закрепляется транспорт, находящиеся вблизи защитные сооружения. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах, расположенных в этом районе (не более 4000-5000 человек).

Население, получив извещение на эвакуацию, должно взять с собой документы и деньги, СИЗ, медицинские средства, необходимые вещи (до 50 кг) по сезону, запас продуктов на 3 суток, упакованные вещи сложить в сумку и указать на бирке адрес и фамилию владельца, выключить в квартире газ, воду, освещение и прибыть к указанному сроку на СЭП, пройти регистрацию. Команду на эвакуацию дают штабы ГОЧС города.

Для проведения эвакуации используются все виды общественного транспорта, а также индивидуальный транспорт.

Вывод населения пешим порядком организуется колоннами (500- 1000 человек каждая) по дорогам, не занятым другими перевозками, или по обозначенным маршрутам и колонным путям обычно на расстоянии одного суточного перехода за 10-12 часов.

Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему маршрута движения, на которой указывается: состав колонны, маршрут движения, исходный пункт движения и время прибытия в район постоянного размещения, сигналы управления и оповещения.

Скорость движения пеших колонн составляет 4-5 км/ч. Через каждый 1-1,5 ч движения назначается малый привал (не более 15-20 мин), а в начале второй половины суточного перехода — большой привал (1-2 ч). На малых привалах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организовывается прием горячей пищи.

Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности.

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они предназначаются для кратковременного отдыха эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки одежды и обуви.

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти совместно со штабами ГО сельских районов. Для этого создаются эвакоприемные комиссии и (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты встречи.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов, ППЭ оборудуются простейшие укрытия и предусматривается использование имеющихся защитных сооружений.

Порядок организации эвакуации городского населения

Эвакуация и рассредоточение городского населения — один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне или до промежуточных пунктов эвакуации, откуда можно выехать различными видами транспорта в конечные пункты назначения. Такой способ эвакуации называется комбинированным и является основным.

Эвакуационная комиссия

Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии. В состав комиссий включают лиц руководящего состава администраций, транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представителей военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и управления ГОЧС.

Территориальные эвакуационные комиссии возглавляют заместители начальников ГО — руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, объектовые эвакокомиссии — заместители начальников ГО — руководителей объектов экономики.

В эвакокомиссиях объектов экономики обычно создаются группы оповещения и связи, учета и информации, организации сбора и отправки населения, а также группы начальников эвакуационных эшелонов, автомобильных и пеших колонн.

Численность и состав эвакокомиссии определяется начальником ГО с учетом количества, подведомственных объектов и эвакуируемого населения.

Эвакуационные комиссии разрабатывают планы эвакуации, в которых обычно указывается:

  • порядок приведения эвакоорганов в готовность;
  • порядок оповещения населения о начале эвакуации и сроках выполнения эвакомероприятий;
  • численность эвакуируемых (по группам), районы расселения;
  • порядок вывоза (вывода) людей из города, организация инструктирования эвакуируемых;
  • порядок использования транспорта, пункты посадки и высадки, маршруты эвакуации;
  • порядок подготовки минимально необходимых грузов и документов, их погрузки, разгрузки и хранения;
  • начальники эшелонов, автоколонн, пеших колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) людей;
  • организация охраны общественного порядка на маршрутах движения;
  • организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения в загородной зоне;
  • организация зашиты людей на маршрутах движения и в загородной зоне;
  • организация и порядок управления и связи в ходе эвакуации.

К планам прилагаются карты, схемы, графики и расчеты (расчет эвакуируемого населения; схема дислокации исходных пунктов, пунктов посадки и высадки граждан; карты (планы) населенных пунктов с маршрутами эвакуации и справочные данные; состав эвакоорганов и сроки приведения их в готовность; схема оповещения и организации связи и управления; карта (план) размещения людей в загородной зоне и др.).

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Сборные эвакуационные пункты

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах. Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней, к которым они приписаны. В состав СЭП, как правило, входят начальник и его заместитель, группа регистрации и учета, группа формирования эшелонов и колонн, группа охраны общественного порядка, группа связи, медицинский пункт, комендантская служба. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, закрепляется транспорт, находящиеся вблизи защитные сооружения. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.

Основные задачи СЭП:

  • поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами экономики, приписанных к СЭП, транспортниками, исходными пунктами пешей эвакуации;
  • информирование о времени прибытия населения на СЭП и отправки его в загородную зону;
  • контроль за своевременным прибытием на СЭП транспорта;
  • организация отправки населения на пункты посадки на транспорт и исходные пункты маршрутов пешей эвакуации;
  • ведение учета вывозимого транспортом и выводимого пешим порядком населения;
  • представление в установленном порядке донесений в эвакокомиссию города (района);
  • оказание необходимой медицинской помощи нуждающимся на СЭП;
  • обеспечение общественного порядка на СЭП и укрытие эвакуируемого населения на СЭП в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.

Эвакуация и рассредоточение городского населения организуется и проводится после получения соответствующих распоряжений. С получением распоряжений на проведение эвакомероприятий эвакуационные комиссии уточняют численность эвакуируемых, расчеты на их вывоз транспортом и вывод пешим порядком, организацию медицинского обеспечения, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности движения. Проверяется готовность маршрутов и транспортных средств, систем связи и оповещения к осуществлению эвакомероприятий. Готовятся пункты посадки людей на транспорт, районы их размещения в загородной зоне, привлекаемые к проведению эвакомероприятий силы и средства.

С объявлением эвакуации граждане обязаны быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении детей). Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются. Детям дошкольного возраста необходимо пришить на одежду метки из белой ткани с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, адреса родителей и конечного пункта эвакуации.

В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся веши и предметы поставить в простенки квартиры, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать под охрану домоуправления.

Прибыть к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, пройти регистрацию. С собой помимо вещей и документов необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трехсуточный запас продуктов питания.

Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации в пути следования и по прибытии на сборных эвакуационных пунктов являются основными правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства.

При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны. Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления. В группу управления входят представители объектов экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территории которых проходит маршрут. В целях обеспечения слаженности в работе, группа делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, охраны общественного порядка, медицинской помощи, обеспечения и регулирования движения.

Выводимые пешим порядком формируются в колонны и направляются на исходные пункты, откуда начинают марш по установленному маршруту движения. Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек. Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. Во главе группы назначается старший. Он обязан проверить состав группы, не допуская в группу посторонних лиц, поддерживать в группе должный общественный порядок, следить за тем, чтобы не было отставших в пути. Скорость движения колонны — 3-4 км/ч. Суточный переход (10-12 ч движения) составляет 30-40 км. Дистанция между колоннами — до 500 м. Через каждый 1 — 1,5 ч движения назначаются малые привады (не более 15-20 мин), а в начале второй половины суточного перехода — большой привал (1-2 ч), желательно за пределами зон возможных разрушений. На малых привадах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организуется прием горячей пищи.

Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности. Не допускается скученность колонн. По сигналу «Воздушная тревога» эвакуируемые укрываются в складках местности или в ближайших защитных сооружениях. Районы радиоактивного загрязнения и химического (биологического) заражения, находящиеся в пути, пешие колонны обходят с наветренной стороны, если обход невозможен — преодолеваются в средствах зашиты и ускоренным темпом.

Промежуточные пункты эвакуации

За пределами зон возможных разрушений (заражения, загрязнения) в ближайших к ним населенных пунктах вблизи путей эвакуации создаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрическою и химического контроля, санитарной обработки людей и отправки их в место расселения в загородной зоне. При необходимости на ППЭ проводится обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти совместно со штабами гражданской обороны сельских районов. Для этого создаются эвакоприемные комиссии и приемные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты-встречи.

Эвакоприемные комиссии организуют прием, размещение и первоочередное жизнеобеспечение эвакуируемого населения городов. В задачи эвакоприемной комиссии входит уточнение количества прибывших, оценка санитарно-эпилемической, радиационной и химической обстановки на территории своих населенных пунктов и внесение необходимых изменений в план размещения эвакуируемых, сбор и обобщение данных о приеме и размещении прибывшего населения. Возглавляется комиссия заместителем главы администрации района (города). В приемной эвакокомиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. В состав ПЭП, как правило, входят: группа встречи, приема и размещения эвакуированного населения; группа учета, отправки и сопровождения эвакуируемых; группа охраны общественного порядка; медицинский пункт; комендантская служба. Располагаются ПЭП вблизи пунктов высадки в общественных и административных зданиях.

Прибывшие в загородную зону проходят на ПЭП регистрацию и по распоряжению представителей эвакоприемных органов на транспорте или пешим порядком следуют в район размещения на местожительство.

Местное население готовит жилье для эвакуируемых и рассредоточиваемых, оборудует под противорадиационные укрытия имеющиеся заглубленные помещения (подвалы, погреба), готовит к защите от заражения запасы продуктов и воды. Местные жители должны помочь прибывшим и такими предметами, как посуда, постельные принадлежности. Они должны проявлять к прибывшим максимум теплоты и заботы, особенно к пожилым людям и детям.

Рассредоточенное и эвакуированное население в местах размещения обеспечивается продовольствием и промышленными товарами первой необходимости местными органами власти через существующую торговую сеть.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов. ПЭП оборудуются простейшие укрытия, и предусматривается использование имеющихся вблизи защитных сооружений. В местах размещения используются противорадиационные укрытия, построенные заблаговременно или возводимые прибывшим населением.

Похожие публикации