Инструкции и правила по охране труда. Требования действующего законодательства
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда, утвержден Постановлением Правительства РФ 23 мая 2000 г. № 399 (табл. 26.1).
Таблица 26.1
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда
Нормативные правовые акты |
Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ |
|
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) |
Госстандарт России* Госстрой России |
|
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) |
Минздрав России* |
|
Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) |
Госстрой России |
|
Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) |
Госгортехнадзор России** Госатомнадзор России** |
|
Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ Р М), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М) |
Минтруда России* |
|
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О) |
Федеральные органы исполнительной власти |
Примечания.
*В настоящее время Минтруда и Минздрав России преобразованы в Минздравсоцразвития России. Функции Госсанэпиднадзора выполняет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
** В настоящее время Госгортехнадзор и Госатомнадзор России преобразованы в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
ГОСТ 12.0.004–90. ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.
СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам.
СП 2.2.1.1312–03. Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий.
ГН 2.1.8/2.2.4.019–94. Временные допустимые уровни (ВДУ) воздействия электромагнитных излучений, создаваемых системами сотовой связи.
СНиП 12.03–2001. Безопасность труда в строительстве. Общие положения.
СП 12-136–2002. Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и в проектах производства работ.
ПБ 10-382–00. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
ПОТ РО-14000-005–98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация проведения.
ТИО РМ-073–2002. Межотраслевая типовая инструкция по охране труда при работе с ручным электроинструментом и др.
Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов обязательными для исполнения являются нормы и/или правила пожарной безопасности (НПБ и ППБ). Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ 06–96.
Вопросы безопасности, касающиеся чрезвычайных ситуаций в РФ, регламентируются стандартами БЧС. Основополагающим стандартом системы является ГОСТ Р 22.0.01–94 БЧС. Безопасность в ЧС. Основные положения.
Всеми вышеперечисленными нормативными актами необходимо руководствоваться при разработке конструкторской, проектной, технологической документации, применять в повседневной работе при использовании функций надзора и контроля безопасного производства работ и т.д.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.
Решение о продлении срока действия государственных нормативов требований охраны труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.
Государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия в следующих случаях:
при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
при изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
при внедрении новой техники и технологий;
по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации.
В субъектах Российской Федерации законодательство об охране труда состоит из Конституций или Уставов субъектов Российской Федерации, законов об охране труда, социальном партнерстве, об объединениях работодателей и др.
Нормативные акты по охране труда, принимаемые с Российской Федерации, а также локальные нормативные акты не могут содержать требования, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями, принятыми в актах, приведенных выше.
Глава 34, статья 211. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязаны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Нормативные акты по безопасности
Нормативные акты по безопасности – акт, устанавливающий комплекс правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических требований, направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности работников в процессе труда, утвержденным компетентным органом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» в РФ действует система нормативные требования охраны труда, состоящая из:
- межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- строительных и санитарных норм и правил;
- правил и инструкций по безопасности;
- правил устройства и безопасности эксплуатации;
- свода правил по проектированию и строительства;
- гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда.
Согласно ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» в зависимости от объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
- стандарты на продукцию;
- стандарты на процессы (работы) производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;
- стандарты на услуги;
- стандарты основополагающие (организационно- методические и общетехнические)
- стандарты на термины и определения;
- стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Система стандартов безопасности труда (ССБТ)
ССБТ - это комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила направленные на обеспечение безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, кроме вопросов, регулируемых трудовым законодательством.
ССБТ не исключает действия норм и правил, утвержденных органами государственного надзора в соответствии с положением об этих органов. Требования, установленные стандартами ССБТ в соответствии с областью их распространения, должны быть учтены в стандартах и технических условиях по ГОСТ Р 1.5-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения», в нормативной, а также в конструкторской, технологической и проектной документации.
Стандарты ССБТ делятся на 5 групп, нумеруемых от 0 до 4.
Стандарты группы «0» - организационно-методические стандарты – устанавливают:
- организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль над соблюдением стандартов ССБТ, терминологии в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
- требования (правила) к организации рабочих мест, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.)
Стандарты группы «1» - стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов – устанавливают:
- требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
- методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
- методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
Стандарты группы «2» - Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию – устанавливают:
- общие требования безопасности к производственному оборудованию;
- требования безопасности к отдельным группам (видам) производственного оборудования;
Стандарты группы «3» - Стандарты требований безопасности к производственным процессам – устанавливают:
- общие требования безопасности к производственным процессам;
- требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
Стандарты группы «4»- Стандарты требований к средствам защиты работающих - устанавливают:
- требования к отдельных классам, видам и типам средств защиты;
- методы контроля и оценке средств защиты;
- классификацию средств защиты.
Нормативные документы в строительстве
Центральное место в правильном санитарно-гигиеническом устройстве и безопасности (надежности) эксплуатации зданий и сооружений играют строительные нормы и правила (СниП). В последние годы ряд нормативных документов в сфере строительства получили название Сводов правил по проектированию и строительству (СП).
Обозначения документов состоят из индекса, номера комплекса в структуре Системы, а затем, через дефис, порядкового номера данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. Порядковые номера СНиП начинается с номера 01, СП – с номера 101.
Нормативные документы по пожарной безопасности
Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности определяется НПБ -96 «Нормы пожарной безопасности. Порядок классификации и кодирования нормативных документов по пожарной безопасности». В соответствии с ним все нормативные документы, издаваемые федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, подлежат классификации и кодированию. Проводит классификацию Главное управление государственной противопожарной службы (ГУ ГПС).
К основным подзаконным нормативным правовым актам в области пожарной безопасности относятся:
- нормы технологического проектирования (НТП)
- правила пожарной безопасности (ППБ)
- нормы пожарной безопасности (НПБ)
- Санитарные нормы и правила
Санитарные нормы и правила – нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-гигиенические и санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдения которых создает угрозу здоровью и жизни людей.
Санитарные нормы (СН) устанавливают оптимальные, предельно допустимые и допустимые уровни факторов производственной и окружающей среды.
Гигиенические нормативы (ГН) устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности факторов производственной и окружающей среды, среды обитания человека.
Наряду с СН, СП и ГН действуют методические документы:
- руководство (Р) – свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства РФ;
- методические указания – документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению Госсанэпиднадзора, регламентации деятельности в системе санитарно-эпидемиологического контроля.
- методические указания по методам контроля (МУК) – документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать опасное и вредное влияние на здоровье человека.
- Правила по охране труда – нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ст.211 ТК РФ).
- Правила по охране труда делятся на межотраслевые и отраслевые и обозначаются как: ПОТ - правила по охране труда; Р - Россия, М- межотраслевые; О-отраслевые; 001-присвоенный номер; 200-год утверждения.
Все документы принимаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на 2 года. Решение о продлении срока правил по охране труда или об их отмене должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, утвердившим правила по охране труда.
Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 211 ТК РФ
Статья 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда (действующая редакция)
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
- BB-код
- Текст
URL документа [скопировать ]
Комментарий к ст. 211 ТК РФ
1. Действующая в Российской Федерации система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, основана на нормах Конституции РФ. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда закреплен в ТК (разд. X "Охрана труда", разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, в цехах, на участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (см., например: Закон об использовании атомной энергии; Закон о радиационной безопасности населения; Закон об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности; Закон об уничтожении химического оружия; Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов; Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии; Закон о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием). Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.
2. Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Довольно большая часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.
3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в т.ч. стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее - Положение).
Названным Положением к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются: организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами; федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.
Разработанные указанными лицами проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Минтруд России в бумажном и электронном виде (федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, - с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей) и издаются им после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
При изменении законодательства РФ об охране труда, по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда, на основании анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов внедрения новой техники и технологий, а также по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов РФ, в т.ч. о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда в акты, содержащие требования охраны труда, могут вноситься соответствующие изменения. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Минтруда России в порядке, определенном указанным Положением для их разработки и утверждения.
На территории РФ в соответствии с Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 39).
Потребления" до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться, начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. С учетом представления обществом в материалы дела только документов датированных периодом ввоза товара и подтверждающих использование при монтаже оборудования металлоконструкций, т.е. только тех документов которые подтверждают его позицию...
Потребления» до вступления в силу ТК ТС, должен исчисляться начиная с 01.07.2010 (с даты вступления в силу ТК ТС), а не с даты условного выпуска поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов, установленные статьей 211 ТК ТС, не были регламентированы таможенным законодательством Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции указал, что исходя из вышеприведенных правовых норм, завершение таможенного контроля в отношении товаров, выпущенных условно, возможно только после уплаты условно начисленных таможенных платежей...
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процесс трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально – экономические, организационно – технические, санитарно – профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой. Место, которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства индивидуальной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействие на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат соответствия) - документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.
Производственная деятельность – совокупность действия людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию.
Работодатель – организация (юридическое лицо), представляемая её руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.
Работник – физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора.
2 Сфера применения законодательства о труде.
Действие законодательства распространяется на:
Работодателей;
Работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях;
Членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;
Студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального и среднего профобразования, проходящих производственную практику;
Военнослужащих, направляемых на работу в организации;
Граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях.
На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя. На иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации – законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором.
3 Государственные нормативные требования охраны труда.
Государственными нормативными требованиями охраны труда (далее – требования охраны труда), содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Постановление правительства Российской Федерации «О нормативно – правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» № 399 от 25. 05. 2000 определяет порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов. Координация проведения работ по разработке правил по охране труда осуществляется Министерством труда и социального развития Российской Федерации. Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда разрабатывает Министерство труда и социального развития, отраслевые правила - соответствующие органы исполнительной власти.
Виды нормативных правовых актов по охране труда
Наименование нормативного правового акта |
Органы, утверждающие нормативные правовые акты |
|
сокращенное |
||
Правила по охране труда межотраслевые Межотраслевые типовые инструкции по охране труда |
Минтруд России |
|
Отраслевые правила по охране труда Типовые инструкции по охране труда |
Федеральные органы исполнительной власти |
|
Правила безопасности Правила устройства и безопасной эксплуатации Инструкции по безопасности |
Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности Гос. энергетический надзор Гос. надзор за ядерной и радиационной безопасностью |
|
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда |
Госстандарт России Госстрой России |
|
Строительные нормы и правила Своды правил по проектированию и строительству |
Госстрой России |
|
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормы (санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы) |
Похожие публикации
|